Первые крылья Иркутска. Яков Иванович Седов-Серов (01.08.1879 г. - 1964 г.)


В июле 1911 года по городу были расклеены объявления, сообщавшие о прибытии в Иркутск авиатора Я.И. Седова-Серова. Текст объявления гласил:

Три полёта авиатора Я.И. Седова. Первый - в воскресенье 17 июля, с 5 до 7 часов вечера. Второй - в среду 20 июля , с 6.30 до 7.30 часов вечера. Третий - в пятницу 22 июля, от 5 до 7 часов вечера. Во время полётов будет играть оркестр музыки. На ипподроме имеется буфет.

17 июля 1911 г. множество иркутян устремилось на городской ипподром. Однако из-за сильного ветра и дождя полёт пришлось отменить. Впервые в иркутское небо самолёт поднялся 20 июля 1911 года, пробыв в воздухе 3 минуты.

Хронология первых иркутских полётов по материалам газеты "Сибирь"


Сибирь. - 1911 г. - № 159 (17 июля)

К полётам авиатора Седова. 15 июля состоялось экстренное заседание членов совета аэроклуба, на которое были приглашены: приехавший в Иркутск для полёта авиатор Седов, его импресарио и представитель поощрения общества коннозаводства. Собравшиеся члены совета авиаклуба, высказали упрёк авиатору Седову и его импресарио за то, что они обошли в деле устройства полётов местный аэроклуб. На это г. Седов возразил, что он лишён был возможности сделать что-либо в смысле вступления в переговоры с аэроклубом, так как все члены совета его оказались отсутствующими из города. На заседании, между прочим, из объяснений г. Седова выяснялось, что он не имеет официального звания пилота. Ввиду этого, совет аэроклуба, пользуясь правом, предоставленным ему уставом, решил подвергнуть авиатора Седова испытанием на звание пилота. Экзамен состоится сегодня днём; в испытательную комиссию вошли от аэроклуба: гг. Афанасьев, инженер С.Л. Лятур и чиновник землеустройства г. Смирнов. В случае признания ответов г. Седова удовлетворительными, ему аэроклубом будет выдан диплом на звание пилота.

Местным аэроклубом постановлено обратится к командующему войсками с ходатайством о командировании нижних чинов для оцепления ипподрома на время полётов г. Седова. Г. командующий войсками просьбу совета отклонил, на том основании, что полёты устраиваются частным предпринимателем, а не аэроклубом.

Сибирь. - 1911 г. - № 160 (19 июля)

Перевозка аэроплана. 16 июля, при перевозке аэроплана авиатора Седова через понтонный мост в город, между администрацией переправы и владельцем аэроплана произошёл конфликт из-за платы за переправу. Администрация переправы требовала за перевоз аэроплана по мосту 5 рублей. Потребовалось вмешательство полиции и об инциденте составлен протокол.

Экзамен на звание пилота, которому совет местного аэроклуба, пользуясь предоставленным ему правом, предполагал подвергнуть находящегося в данное время в Иркутске лётчика Я.И. Седова, в целях соискания последним соответствующего диплома, - как передают не состоится, так как г. Седов отказался экзаменоваться у лиц, не имеющих никаких знаний в области авиации (двое – чиновники по производству землеустроительных работ и третий – инженер-электрик). Кроме того, отказ от экзамена вызывается отсутствием в Иркутске специального аэродрома, необходимого для удачного выполнения практических экзаменационных упражнений с аэропланом.

Назначенный на ипподроме общества коннозаводства 17 июля первый в Иркутске полёт авиатора г. Седова привлёк много публики, как платной, так и бесплатной, расположившейся на близлежащей горе. Дувший в этот день сильный ветер не благоприятствовал полёту, почему г. Седов выжидал установления более тихой погоды. Наконец, когда ветер немного стих, был выкачен на ипподром «Фарман». Начались приготовления к полёту, проба машины и т.д., а затем, когда уже почти всё было готово – накрапывающий мелкий дождь разразился ливнем. Полёт пришлось отменить. Немало мытарств пришлось испытать публике при возвращении в город. Все, стоявшие у ипподрома извозчики оказались занятыми, и огромному большинству, особенно «бесплатным» зрителям, пришлось возвращаться под проливным дождём пешком. Положение ухудшалось ещё тем, что большинство было одето по-летнему. Встретившиеся у города извозчики «заламывали» с возвращавшихся неимоверно высокую плату (3 руб.).

20 июля в среду, от 5 до 7 ч вечера состоится полёт авиатора Я.И. Седова. Авиатор совершит: плавные полёты сточными подъёмом и спуском, полёты с пассажирами и полёты на высоту. Цены: ложа на 5 персон – 20 руб., трибуны – 3 р., места возле трибуны – 2 р., боковые места – 1 р., народные – 50 к. Ученики, дети и нижние чины платят половину на всех местах. Билеты, взятые на 17 июля, действительны на 20 число. В случае отмены полёта, по независящем от авиатора причинам, билеты действительны на следующий полёт или деньги выдаются обратно.


Сибирь. - 1911 г. - № 162 (22 июля)

Полёт авиатора Седова. На ипподроме общества поощрения коннозаводства 20 июля состоялся первый в Иркутске полёт авиатора Я.И. Седова, собравший, несмотря на шедший в этот день дождь, довольно много платной публики (бесплатных зрителей, расположившихся вблизи ипподрома, было ещё больше). Собравшаяся публика, стоя под дождём, терпеливо ожидала подъёма авиатора больше часа. Наконец, аэроплан был выкачен, авиатор занял своё место, и машина пущена в действие. Через минуту «Фарман», издавая сильный треск, быстро побежал по дорожке ипподрома и, оторвавшись от земли, плавно поднялся и улетел ввысь. Обогнув два раза площадь ипподрома, авиатор вылетел за его ограду, до бесплатной публики (встретившей г. Седова бросанием шапок и криками), где завернувшись, плавно опустился на землю. Полёт продолжался 3 минуты. Во время полёта над местами для публики последняя криками «ура» приветствовала авиатора. Дружными криками и аплодисментами Седов был встречен также при остановке. Второй раз авиатор не поднимался, так как шедший дождь мешал г. Седову хорошо видеть место спуска.

Сегодня, 22 июля, на ипподроме иркутского Общества поощрения коннозаводства состоятся два полёта авиатора Я.И. Седова. Первый - с 10 до 11 часов утра по общедоступным ценам. Второй - с 4 до 6 часов дня с пассажирами по значительно сниженным ценам.


Сибирь. - 1911 г. - № 163 (23 июля)

На полёте авиатора Седова, состоявшемся 20 июля, присутствовали, между прочим, дети-посетители детской площадки, во главе с руководителем. Детям бесплатно были представлены отдельные места.

Второй полёт авиатора Седова, назначенный днём 22-го июля, по случаю ненастной погоды, не состоялся.

Сибирь. - 1911 г. - № 164 (24 июля)

Второй полёт авиатора Седова, состоявшийся на ипподроме общества коннозаводства 22 июля привлёк массу бесплатной публики; платной было маловато. Для преграждения доступа «бесплатным» зрителям на гору организаторы полёта устроили проволочное заграждение, оттеснив, таким образом, публику подальше от ипподрома. На этот раз авиатор, поднявшись, направился к р. Ушаковке, где, пролетая над лесом изменил курс по направлению к городу, миновав ипподром, лётчик показался над местом расположения «бесплатной» публики, криками приветствовавшей его появление. Затем авиатор пролетел над Лагерной и Казачьей ул., и, повернув обратно к ипподрому, скрылся за рощей из вида публики, наблюдавшей за полётом с ипподрома. Пролетев после этого над головами зрителей, авиатор описал ещё один круг и, завернувшись, плавно опустился на землю. При возвращении лётчика публика шумно приветствовала его. Полёт продолжался 10 минут.

Сибирь. - 1911 г. - № 165 (26 июля)

Полёт авиатора Седова 24 июля начался неудачно. На это раз полёт, как явствовало из афиш, был назначен с пассажирами. В целях дать больше разбега аэроплану, что необходимо при увеличенной тяжести, аэроплан был отведён к самой стене ипподрома. В качестве пассажира с г. Седовым на «Фарман» сел студент-технолог. При разбеге аэроплан несколько раз отрывался от земли и вновь опускался, почему явилось опасение, что он совсем не поднимется и ударится о стену забора. Но перед самым забором аэроплану, с большим трудом, удалось подняться настолько, что он благополучно перелетел через изгородь, направившись в сторону города. Продолжая далее лететь очень низко над землёй, «Фарман» постепенно садился всё ниже и ниже, производя немалый переполох среди «бесплатной», (над головами которой он летел), публики и стоявших здесь извозчиков. Наконец, вследствие остановки мотора (как нам передавали) аэроплан упал около забора в грязь. При падении погнулась ось у правой тележки. Пассажир и авиатор остались невредимы. На ипподром аэроплан был доставлен публикой. После исправления оси, что заняло ровно час времени, авиатор уже не решился лететь с пассажиром и совершил полёт один. Полёт продолжался десять минут. За это время авиатор успел два раза обогнуть ипподром, слетать до архиерейской дачи и в сторону р. Ушаковки. Таким образом, полёты с пассажирами и на высоту, что было обещано, - не состоялись.

В четверг, 28 июля, от 6.30 до 8 часов вечера на ипподроме последний полёт авиатора Я.И. Седова в пользу Иркутского отдела Императорского всероссийского аэроклуба. Цены: ложа на 5 персон – 10 руб., трибуна – 1 р. 50 к., места около трибун – 1 р., боковые места по 50 к., народные места по 20 к. Дети, учащиеся и нижние чины на всех местах, кроме народных, платят половину. В случае ненастной погоды, полёт в те же часы состоится на следующий день. Предварительная продажа билетов в магазине Макушина и Посохина.


Сибирь. - 1911 г. - № 169 (30 июля)

Полёт авиатора Седова. Вчера в 7 часов вечера авиатор плавно поднялся с дорожки ипподрома, высоким перелётом достиг каменоломен, вернулся к трибунам, обогнул ещё раз ипподром и спустился под аплодисменты немногочисленной публики. Через 40 минут он поднялся вновь на значительно большую высоту. Каждый полёт продолжался 5-6 минут.

Сибирь. - 1911 г. - № 170 (2 августа)

Третий – «последний» полёт авиатора Седова состоялся 30 июля. Полёт был объявлен «на высоту и продолжительность». Но ни продолжительности, ни высоты в полёте Седова не было. Авиатор, сделавший два полёта, поднимался ниже, чем это было на предшествовавших полётах. Продолжительность же не превышала 7 минут. Публики платной было не очень много, если не считать довольно значительное число зрителей, занявших «народные» места. «Народные» места были устроены путём выемки двух-трёх плах в заборе ипподрома. В это отверстие публика и смотрела, уплатив предварительно 20 к. «Бесплатной» публики на полёте было колоссальное количество.

На этом иркутская история Я.И. Седова не закончилась. 4 августа 1911 года местным отделением Всероссийского АэроКлуба ему был выдан первый в Сибири диплом авиатора, о нем пишет пресса, его принимают на самом высоком уровне. Уж об этом-то простой крестьянский парнишка мечтать точно не мог (Источник: bsk.nios.ru). К сожалению, нам не удалось найти описание этого события в иркутской прессе.

Яков Иванович Седов-Серов. 1911 годЯков Иванович Седов-Серов. 1911 год

Биографию Якова Серова-Седова можно прочитать на сайте Библиотека сибирского краеведения: Курдюков Андрей Александрович. Авиатор Яков Серов