Водный транспорт с именем "Байкал"
Посчитаем?
- Военный транспорт «Байкал». 1848 г.
Транспорт (с парусным вооружением бригантины) русского Военно-морского флота, построен в 1848 году в Гельсингфорсе (Финляндия) для доставки грузов в Петропавловск-Камчатский для Российско-Американской компании. Водоизмещение — около 500 тонн, длина — 28,5 м, ширина — 7,5 м, экипаж — 37 (47?) человек, на борту имел шесть 76- миллиметровых артиллерийских орудий. Использовалось в исследовании Дальнего Востока, в частности участвовал в Амурской экспедиции. С борта этого судна были проведены первые гидрографические исследования Амурского бассейна.
В 1853–1856 гг. во время Крымской войны судно находилось в составе эскадры контр-адмирала В.С. Завойко, а в последующие годы входило в Сибирскую флотилию. В октябре 1860 года “Байкал” исключен из списков флота и переделан в блокшив. Затонул в 1871 году в бухте Золотой Рог (Владивосток).
В честь этого судна Г.И. Невельской назвал залив в Охотском море.
Командиры - капитан-лейтенант Г.И. Невельской, подпоручик Корпуса флотских штурманов А.П. Семенов. В 1853-1854 гг. командиром военного транспорта «Байкал» был наш земляк, мичман 27-го Флотского Сибирского экипажа, Иосиф Баснин. Под его командованием судно ходило под парусами в Охотском море, в Петропавловский рейд. Один из мысов возле Находки носит имя Баснина.
Авторство: Alex omen. Собственная работа, CC BY 3.0
Источник: ru.wikipedia.org
Источники:
- npacific.ru
- parus-model.ru
- Гродековский музей
- фонды ГИМ (очень признательны за помощь Виктории Чебыкиной)
2. Паром-ледокол «Байкал». 1899 г.
Изготовлен английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко», собран в пос. Лиственичном в период с 1896 по 1899 гг., спущен на воду 17 июня 1899 года.
Паром-ледокол, длина – 88,4 м, ширина – 17,4 м, скорость - 12 (13?) узлов, мощность двигателя - 3750 л.с., пассажировместимость – 300 чел., тоннаж - 27 товарных двухосных ж.д. вагонов до 800 т., в 1899—1918 годах использовался на озере Байкал для переправы вагонов с пассажирами и грузовых платформ Кругобайкальской железной дороги.
16 августа 1918 года был расстрелян артиллерией белочехов у пристани Мысовка и сгорел, в 1920-х годах порезан на металл.
Капитаны: корабельный инженер В.А. Заблоцкий, отставной капитан В.И. Петров, бывший первый помощник капитана И.С. Копченко, штурман дальнего плавания М.П. Алексеев.
Источник: Ледоколы Байкальской переправы
3. Буксирный пароход "Байкал". 1903 г.
Судно непростое, многим известное, с героическим прошлым, долгожитель среди байкальских собратьев. До 30.01.1941 г. - винтовой служебный пароход "Кругобайкалец"
Построен в 1903 году по заказу Министерства путей сообщения для Кругобакальской ж/д. Место постройки - завод Крейтона, г. Санкт-Петербург. Первоначальное назначение - буксирные операции и пассажирские перевозки на о. Байкал. 15.07.1918 г. вошёл в состав флота, участвовал в гражданской войне, в ночь на 17.08.1918 г. был поврежден у станции Мысовой при пожаре ледокола "Байкал" и вскоре захвачен белыми. Отремонтирован и в начале января 1920 года ушел из Лиственничного в Танхой, где был захвачен красными и передан Главоду (Главное управление водного транспорта). 19.04.1920 г. судно было мобилизовано в Сибирское речное пароходство в качестве канонерской лодки (экипаж 32 чел), а 11.02.1921 года "Кругобайкалец" был перечислен в Байкальский дивизион судов, как вооруженный пароход (ВПХ), вооружение: два 76-мм орудия, одно 37-мм орудие и два пулемёта. 30.05.1921 г. разоружен и сдан Главоду. Принадлежал НКПС (Народный комиссариат путей сообщения), затем Восточно-Сибирскому речному пароходству. 19.05.1969 г. выведен из работы (Селенгинское Государственное речное пароходство) и сдан Главторчермету для разборки на металл.
Водоизмещение 115 т., длина 26,85 м, ширина корпуса 5,08 м, высота борта 2,89 м, грузоподъёмность 16 т, пассажировместимость 50 чел. , скорость - 16-22 км/час.
Источник: Речная Справочная Книжка Корабельного Инженера Е.Л. Смирнова
Источники:
- Благодарим за помощь в поиске информации Игоря Фефелова
- Речная Справочная Книжка Корабельного Инженера Е.Л. Смирнова
- Журнал Кортик
4. Паровой буксир «Байкал». 1914 г.
Колёсный пароход со стальным корпусом, длина - 54,10 м, ширина – 7,92 м, мощность – 300 л.с., скорость буксировки – 8 км/ч, максимальный буксируемый груз - 3200 т, топливо – уголь, построен Воткинским заводом в 1914 году, совершал буксировочные операции в бассейне Иртыша до 1961 года.
Источник: Речная Справочная Книжка Корабельного Инженера Е.Л. Смирнова
Источник: Речная Справочная Книжка Корабельного Инженера Е.Л. Смирнова
5. Буксирный пароход "Байкал". 1930 г.
Буксирный пароход мощностью 200 л.с., тип Делегатка. Построен в 1930 году в Нижнем Новгороде (судоверфь Красное Сормово). После постройки был приписан в Сыктывкаре под названием "Генерал Смушкевич". С 1946 года поменял название на "Байкал". Списан в октябре 1969 года. Утилизирован.
Источник: fleetphoto.ru
6. Паровой буксир «Байкал». 1940 г.
Буксир, построен в 1940 году в городе Пермь. С 1949 года переименован в "Тимирязев". Списан в октябре 1959 года. Утилизирован.
Источник: fleetphoto.ru
7. Буксир «Байкал». 1950 г.
Буксир, построен в 1950 году в Нижнем Новгороде (судоверфь Красное Сормово), проект судна 10, до 1968 года использовался в пароходстве Волготанкер, Астрахань, с 1968 года стал называться "Ямал", приписан в Енисейском речном пароходстве. Списан в июне 1985 года. Утилизирован.
Источник: fleetphoto.ru
8. Теплоход «Байкал» (позднее – «Академик Киренский»). 1954 г.
Первый (головной) теплоход проекта 646, построен в ГДР на заводе Warnowwerft Warnemuende в 1953-1954 гг.
Двухпалубное пассажирское судно, длина - 65,2 м, ширина - 12 м, скорость - 22,2 км/ч, пассажировместимость 197 человек, разработан для работы на Ладожском и Онежском озерах и для прибрежного морского плавания, корпус судна был оснащен подкреплениями для плавания в битом льду, использовался на Енисейском пароходстве.
1 июня 1981 года во время планового рейса теплоход получил пробоину, затонул, был списан и разрезан на металлолом.
Капитан Николай Халевин до конца своей жизни считал себя виноватым в этой трагедии и унижений перенести не смог: в одно солнечное утро он лег на железнодорожные рельсы - под колеса идущего грузового состава.
Источники:
-
Теплоход "Академик Киренский" / Пароходофф. - URL: http://parohodoff.ru/ships/teplohod_akademik_kirensky.htm (ссылка неактивна)
9. РБТ «Байкал». 1954 г.
Речной буксир-толкач (проект 378), построен на Красноярском ССЗ (им. Побежимова) в 1954 году. В настоящее время эксплуатируется (?) на реке Дон.
Автор: umavin (2013)
Источник: fleetphoto.ru
Источник: fleetphoto.ru
10. РБТ «Байкал». 1956 г.
Речной буксир-толкач (проект 378), построен на Красноярском ССЗ (им. Побежимова) в 1956 году. Был приписан к УССР. Судьба неизвестна.
Автор: Dnepr (1985 г)
Источник: fleetphoto.ru
Источник: fleetphoto.ru
11. Дизель-электроход «Байкал». 1957 г.
Судно серии ледокольно-транспортных судов класса УЛА тип"Лена", построен Royal Schelde (Flushing, Нидерланды) в 1957 году, спущен на воду 16.03.57. Принадлежал Мурманскому речному пароходству.
В 1975 году в губе Белушья, на Новой Земле, при ветре 20 м/сек у электрохода загорелась ходовая надстройка, в губе - лед до одного метра, пожар тушили командой и экипажами рядом стоящих судов. Ледокол сильно пострадал, восстанавливали его пять лет, торопились сдать к Новому году.
29 декабря 1980 года при возвращении с первых ходовых испытаний ввиду навигационной ошибки «Байкал» налетел на мыс и затонул. Это случилось в новогоднюю ночь 1981 года. Останки Байкала находятся у острова Торос в Кольском заливе.
Командир Михаил Константинович Карнаухов и штурман попали под трибунал. Им дали по четыре года, отсидели по два года в зоне под Куйбышевым. Результат — семьи распались, у командира жена скончалась от передозировки лекарствами. Выйдя из тюрьмы, Карнаухов, имея в Питере квартиру, вернулся к сыну, которому исполнилось семнадцать, женился, добился военной пенсии. В 1990 году скончался от сердечного приступа.
Источник: polarpost.ru
Любопытный факт: В истории было два ледоколоа "Байкал", и оба пострадали в пожаре на 18 году своего плавания.
Источник: polarpost.ru
12. Теплоход «Байкал». 1965 г.
С 1965 года теплоход принадлежал Дальневосточному пароходству, обслуживал пассажирские линии «Находка — Йокогама» и «Находка — Йокогама — Гонконг». Имел интернациональную команду. В каждом рейсе проводились Дни союзных республик: устраивались беседы и лекции, выступления пассажиров по судовому радио с рассказами о городах тех республик, которые они представляли, а также дни национальной кухни. За большую работу по пропагане советского образа жизни экипаж теплохода «Байкал» занесен на доску Почета посольства Советского Союза в Японии и награжден специальным дипломом. 13 июля 1983 года Приморское бюро путешествий и экскурсий организовало новый увлекательный тур. Теплоход "Байкал" с 200 туристами на борту вышел в рейс. Новая экскурсия называлась "По морям и землям Дальнего востока". Экскурсия на Сахалин Камчатку начиналась и заканчивалась во Владивостоке. Впоследствии она пользовалась огромной популярностью не только у жителей Приморья, но у многочисленных гостей нашего края. Участники круиза имели возможность посетить заповедник пятнистых оленей в бухте Перевозная, увидеть горячие источники на Камчатке, совершить восхождение к интереснейшему вулкану Эбеко на Курилах. Капитан Ф. А. Мушинский.
Источник: Источник: ru.wikipedia.org
Источник: infoflotforum.ru
13. Теплоход «Байкал». 1967 г.
Однопалубный буксирный теплоход с правом перевозки пассажиров, длина – 46,3 м, ширина – 9,5 м, скорость – 21 км/ч, построен в октябре 1967 года (головное судно проекта Р-18, тип Байкальский) на судовефи им. Ярославского в пос. Листвянка, изначально использовался, как буксирный теплоход для работы на озере Байкал, позднее был переоборудован для перевозки пассажиров, с 2002 (2004?) года находился в порту Байкал на холодном отстое, не эксплуатируется.
Источник: fleetphoto.ru
14. 14 апреля 1968 г. на Красноярском судостроительном заводе началось строительство малых морских лесовозов «Байкал».
15. РБТ «Байкал». 1969 г.
Речной буксир-толкач (проект 378), построен в Архангельске на Маймаксанской судоверфи в июне 1969 года, в настоящее время приписан к порту Новороссийск, эксплуатируется в Чёрном и Азовском морях.
Автор: Павел Емельянов (1912)
Источник: fleetphoto.ru
Источник: fleetphoto.ru
16. ТНМ «Байкал». 1971 г.
Водоналивное судно (наливной мелкосидящий теплоход с водомётным движителем, с надстройкой и МО в корме, с четырьмя баками, проект 795), длина - 50,1 м, ширина - 8,84 м, скорость - 14,3 км/ч, экипаж - 2 чел, построен в Астрахани, на ССРЗ им. Ленина в сентябре 1971 года, в настоящее время эксплуатируется в Калининградском морском порту на реке Преголя (перевозка нефтепродуктов?).
Источник: fleetphoto.ru
17. Теплоход «Байкал». 1974 г.
Обстановочный теплоход (тип Путейский, пр. 391, А, Б, Б1, БМ), построен на Каширском судостроительном заводе в 1974 году. В настоящее время эксплуатируется на Волге.
Автор: Pantikapey (2017 г)
Источник: fleetphoto.ru
Источник: fleetphoto.ru
Были еще созвучные названия: «Кругобайкалец» (1903), «Забайкалец» (1905), дизель-электроход
«Забайкалье» (1957), «Флагман Байкала» (1996), «Байкальская виза» (2007), и множество мелких катеров с байкальскими названиями.
Уверены, что список далеко не полон.