Судьба ледокола "Байкал" после 1918 года


21 августа 1918 года газета "Сибирь" разместила небольшое сообщение: "16 августа нашими частями войск занята станция Танхой и огнём нашей артиллерии выведен из строя пароход "Кругобайкалец" и взорвался от наших снарядов ледокол "Байкал".

О гибели байкальского гиганта, принявшего свой последний бой в ночь с 16 на 17 августа, газеты сообщили скупо. Со дня гибели ледокола "Байкал" прошло больше ста лет, но до сих пор сведения о его дальнейшей судьбе противоречивы.

Судно, заказанное за границей в конце XIX века, рассчитанное на ломку тонкого льда пресноводных озёр в Северной Америке и оказавшееся бессильным перед толстыми льдами восточного побережья Байкала, тем не менее, 18 лет честно трудилось в неласковых условиях сибирского климата, перевозя грузы Великого Сибирского пути. Несло службу оно и после своей гибели.

Паром-ледокол Паром-ледокол "Байкал"


После пожара ледокол не затонул. Сгорели деревянная обшивка и палуба. Сам же железный остов прибило к берегу, где он ещё долго дымился - выгорал оставшийся в бункерах уголь. Осенью 1918 года (в 1919 году?) ледокол «Ангара» отбуксировал останки своего старшего брата в порт Байкал и поставил на родное место в «вилку». Долгое время вопрос о восстановлении ледокола был открытым. 1 февраля 1919 года газета «Наше дело» сообщила, что вопрос об отпуске суммы на восстановление «Байкала» будет рассматриваться не ранее решения вопроса о постройке Ленской железной дороги и то лишь в том случае, если будет принят вариант с выходом около северной оконечности озера Байкал. Тогда же стали поступать предложения об использовании оборудования «Байкала» для нужд города. Так, осенью 1919 года зав. городской электростанцией поставил в Городскую управу доклад, в котором высказал предложение доставить и установить на станции паровой котёл с ледокола «Байкал». Это дало бы возможность присоединить в электросети Военное училище и Кадетский корпус. Стоимость работ оценивалась в 40 000 рублей, половину из которых предлагалось оплатить военному ведомству. Вероятно, начавшиеся военные действия помешали осуществлению проекта.

После перехода власти к большевикам в феврале 1920 года весь байкальский флот был национализирован, ледокол со всем имуществом (15 цилиндрических паровых котлов, 3 паровые машины, 20 вспомогательных механизмов, машина донка, …) перешёл в ведение Областного Управления водного транспорта и вскоре был вновь отбуксирован на ст. Танхой. В период с 1920 по 1922 год с парома было снято несколько паровых котлов. Планировалось использовать их для ремонта и постройки новых паровых судов.

К 1923 году было закончено строительство нового котельного помещения на кожзаводе № 1, в котельной был установлен великолепный котёл Амстронга, шотландского типа, снятый с ледокола «Байкал». На тот момент в с. Лиственичном осталось ещё 9 таких же котлов. В 1925 году огромный котёл с кожзавода был перевезён в Усолье на переоборудованный Иркутский солеваренный завод.

Объявление о перевозке паровых котлов с ледокола Памятник эпохи
Объявление о перевозке паровых котлов с ледокола "Байкал". 1925 год

10 мая 1925 года вышел в первый рейс от Иркутска до Балаганска пароход «Владимир Ленин». С 1922 года пароход, бывший «Граф Муравьёв-Амурский», находился на капитальном ремонте в мастерских с. Лиственичном. Стоимость ремонта 65 000 рублей. На пароходе были переоборудованы палубы, поставлена новая машина в 120 сил, оборудован красный уголок, на столах журналы, газеты, шахматы шашки, на стенах – картины, портреты, карты, в углу – модель мавзолея Ленина. За сезон пароход выполнял 10 рейсов по маршруту Иркутск-Братск-Иркутск. По воспоминаниям П. Тимощенко, кочегара с ледокола «Ангара» и сына электрика с парома «Байкал», на отремонтированном пароходе были установлены три байкальских паровых котла.

Осенью 1925 года госпароходством рассматривался вопрос о восстановлении ледокола. Заржавленный, обгоревший ледокол был вновь отбуксирован в порт Байкал. Предлагалось три варианта: 1) полная реставрация с сохранением всех трёх машин; 2) создание из «Байкала» баржи с одним подсобным двигателем; 3) превращение «Байкала» в карбаз. Предпочтение отдавалось второму варианту. Пока принималось окончательное решение и искались средства, началась подготовка к ремонтным работам – несколько огромных паровых котлов с ледокола были скачены на берег. Вскоре работы остановились. Сомнения в целесообразности восстановления, дефицит средств и огромные расходы на ремонт ледокола взяли верх над желанием иметь на Байкале баржу грузоподъёмностью более 4000 тонн. Оставленные под открытым небом паровые машины мощностью в 1250 индикаторных сил постепенно приходили в негодность. «Байкал» ждал...

Рядом с ледоколом дожидался решения своей судьбы ещё один участник противостояния на ст. Танхой в 1918 году - судно «Феодосий» (в 1925 году его разрезали на металлолом).

Пароход Пароход "Феодосий". 1901 год
Источник: The Library of Congress

В 1928 году Усольский сользавод приобрёл за 6 000 рублей у госпароходства ещё один паровой котёл с ледокола «Байкал». В Иркутск котёл был доставлен пароходом «Лейтенант Шмидт». С этого года началось уничтожение судна. Для разбора парома в посёлок Байкал приехала бригада союза металлистов. Они демонтировали оставшееся оборудование. Металл разрезали автогеном, сваливали в кучи и постепенно вывозили на переплавку на завод «Союззолототранс». Работы по разборке ледокола продолжались несколько лет. В начале 1930-х, когда от «Байкала» осталось только днище, его вытянули на берег лебёдками, разрезали на листы и погрузили на железнодорожные платформы. По одной из версий, их отправили на переработку на уральские заводы. Паровые машины, пришедшие в негодность из-за условий хранения, пошли на запчасти к другим судам, в частности, к ледоколу «Ангара». Паровые котлы «Байкала» ещё долго несли службу в котельных области. Из воспоминаний В. Храмцова, рабочего котельной, два котла были установлены в котельной грузового автотранспортного предприятия №2.

В 1929 году у парохода «Владимир Ленин» сломался один из трёх валов, отработавший 36 лет. Причина поломки, как установила комиссия, «усталость металла». Для изготовления нового вала мартеновской стали было решено использовать старые стальные валы ледокола «Байкал». В августе 1929 года госпароходство заключило с профтехшколой договор на изготовление вала, причём за каждый день ускорения сдачи заказа сверх обусловленной платы за работу пароходство платило рабочим 50 рублей. Заказ был срочным. ...

Памятника ледоколу «Байкал» в Иркутске нет. Возможно, когда-нибудь город придумает, как почтить память уникального судна.

Источники:

  1. Газеты "Сибирь", "Наше дело", "Красноармейская правда", "Власть Труда", "Восточно-Сибирская правда", "Восточно-Сибирский путь" с сайта электронной библиотеки "Хроники Приангарья"

  2. Тайны байкальских глубин. Тиваненко А.В. - Чита: Экспресс-издательство.- 2009 г., 204 стр.