День советского дирижабля. 20.11.1930 г.
В конце августа 1930 года над Москвой состоялся полёт первого советского дирижабля «Комсомольская правда». Вскоре после этого события в столицу нашей страны прибыл немецкий дирижабль «Граф Цеппелин». Всё это привлекло внимание к советскому дирижаблестроению, и, по почину «Правды», был начат сбор средств на постройку советского дирижабля.
Краевой комитет содействия дирижаблестроению и редакция газеты "Восточно-Сибирская правда" организовали штаб по проведению дня дирижабля и активно агитировали газеты и предприятия края присоединиться к кампании.
«Восточно-Сибирская правда» № 63 от 12.11.1930 года опубликовала статью Е. Карамышева «Даёшь советский корабль воздуха!». В статье даны основные понятия о дирижаблестроении, отмечена огромная выгодность и полезность воздушных кораблей, доказывается необходимость развития собственного советского дирижаблестроения.
Главными экономическими факторами, определяющими выгодность дирижаблей названы: большой радиус действия, минимум наземного оборудования, большая независимость от погодных условий (туман, низкая облачность), большая грузоподъёмность.
Приведены интересные факты: в 1929 году дирижабль «Граф Цеппелин» пересёк Атлантический океан 9 раз, а осенью того же года за 20 дней облетел земной шар; из Лондона в Ю. Африку пароход идёт 18 дней, а дирижабль – 5; дирижабль можно использовать, как транспортное средство для переброски в любой отдалённый район нескольких самолётов, иного военного груза или десанта в 50-100 человек; на дирижабль можно установить один-два десятка пулемётов, 2-3 лёгкие пушки, перевозить большой запас бомб и проникать в глубь неприятельской территории, нанося ему урон. Дирижабль – надёжное средство морской разведки и охраны береговой линии, средство связи в труднодоступных районах.
Делая вывод, Карамышев отметил, что в условиях нашей страны оптимальными являются мощные жёсткие дирижабли типа Цеппелина. Для укрепления обороноспособности страны необходимо в краткие сроки создать дирижаблестроительную промышленность.
20 ноября 1930 года в стране прошёл "День советского дирижабля".
Кампания по сбору средств в фонд дирижаблестроения в Иркутске
12.11.1930 года
«Восточно-Сибирская правда» напечатала открытое письмо секретарю оргбюро ВЦСПС тов. Шомбину от краевого комитета содействия дирижаблестроению и редакции "В.-С. Правды". В письме осуждалось бездействие профорганизаций края в продвижении кампании по дирижаблестроению и просьба принять меры по активному вовлечению профсоюзов в кампанию.
Из научных работников, членов секции воздушного права при Осоавиахиме создана бригада докладчиков о дирижаблестроении. В день «Советского дирижабля» эта бригада обслужит докладами все кинотеатры, театр, ДКА, клубы и все крупные предприятия.
Коллектив редакции «В.-С. правда» принял решение 15 – 18 ноября бесплатно выпустить газету «На оборону», посвящённую дирижаблестроению. Все средства от продажи пойдут в фонд дирижаблестроения. Коллектив редакции «В.-С. Правды» призвал наборщиков и печатников изд. «Власть Труда» бесплатно набрать и отпечатать эту газету – вложить свой труд в общее дело трудящихся Союза.
15.11.1930 года
На вызов «Восточно-Сибирской Правды» откликнулись районные газеты. Газетой «Власть Советов» (Канск) организован сбор вещей в фонд дирижабля. Сретенская газета «Советское Забайкалье» создала штаб по организации Дня дирижабля и объявила соревнование между ячейками ОСО за лучшее проведение кампании. Лучшим коллективам обещаны премии.
Артисты Гортеатра решили отработать свой выходной день (20 ноября) в фонд дирижаблестроения. Началась подготовка к вечеру советского дирижабля.
ВСЕ В КИНО!
15 ноября во всех кинотеатрах края введены наценки на билеты. В кассах Иркутска, Верхнеудинска и Читы за каждый билет взимается дополнительно 10 копеек, в остальных районах - 5 копеек. Все собранные таким образом средства пойдут в фонд постройки дирижабля. [2]
Программа кино на 15 ноября:
Кинотеатр «Новый» - боевик, революционный фильм «Голубой экспресс»
Кинотеатр «Гигант» - американский трюковой фильм «Чёрный циклон»
Кинотеатр «Художественный» - заграничный фильм последнего выпуска «Ради ребёнка»
Кинотеатр «Маяк» - «Зелим Хан»
На следующий день, 16 ноября, 4 иркутских кинотеатра внесли на текущий счёт № 2.133 около 500 рублей.
17.11.1930 года
В иргосбанке на текущий счёт № 2.133 поступило 10.827 руб. 18 коп., в основном от жителей Иркутска.
Участники краевого съезда СТС внесли 115 руб. на дирижабль имени «Правда», также, по решению съезда, из союзных средств было выделено ещё 500 руб.
19.11.1930 года
Планировалось, что накануне дня "Советского дирижабля" 19 ноября, в 5 часов вечера с площади им. Коминтерна (бывшая Тихвинская пл.) состоится пуск летающей модели дирижабля. Модель дирижабля готовил Черноберевский. Длина 15 метров. Однако, по техническим причинам пуск не состоялся.
20.11.1930 года
Превратим День дирижабля в демонстрацию за оборону страны, в демонстрацию готовности драться за пятилетку!
Даёшь корабль воздуха!
Гремя молотком и рычаг держа,
Помни угрозу войны.
Товарищи!
Свой дирижабль
Выстроить мы должны!
Во время обеденного перерыва на предприятиях были проведены доклады о дирижаблестроении
на обувной фабрике читал т. Александрович;
на метзаводе – т. Шостакович;
на слюдорезке – т. Фридман
в пошивочной мастерской «Игла» - т. Гранина;
на дрожзаводе – т. Клейнман;
на кожзаводе – т. Волович;
В театре доклад читал т. Карамышев.
В кинотеатрах выступления прошли перед вторыми и третьими сеансами:
в кинотеатре «Новый» - проф. Сперанский;
в кинотеатре «Художественный» - проф. Клейнман;
в кинотеатре «Гигант» - проф. Черепахин;
в кинотеатре «Маяк» - т. Александрович.
В клубах:
в КОР (Клуб Октябрьской Революции) – т. Шостакович;
в Свердловском рабочем клубе – т. Гранина;
в клубе им. Марата – т. Волович.
• Во всех буфетах ЦРК, Деткомиссии и Компома на все продукты сделана незначительная наценка в фонд дирижабля.
• В гостеатре и КОР-е (Клуб Октябрьской Революции) прошли вечера советского дирижабля.
• В фойе театра в 7 часов открыта выставка работ художников «Авиаспортработы», вход на выставку только тем, у кого есть билет в театр. Также на выставке были выставлены моторы самолётов, их модели, снимки дирижабля и его полётов.
• В ДКА (Дом Красной Армии) были даны три киносеанса «Скорый №2» (в 5-30, 7-30, 9-30). Перед сеансами прочитаны небольшие доклады.
• В Свердловском клубе – постановка, в Маратовском – киносеансы.
Всего по городу Иркутску в "День советского дирижабля" было получено около 5000 рублей.
P.S. К концу февраля 1933 года советские и итальянские инженеры совместно разработали первый советский дирижабль полужёсткого типа. Дирижабль получил обозначение СССР В-5. 27 апреля 1933 года состоялся первый полёт СССР В-5. Полёт продолжался 1 час 15 минут. В 1933 году СССР В-5 выполнил более 100 полётов. Но оказалось, что оболочка дирижабля была плохого качества, и выпускала много водорода. Поэтому дирижабль был разобран, а в августе 1934 года эллинг, в котором находился дирижабль, сгорел от удара молнии.
Источники:
-
"Восточно-Сибирская правда" № 63 от 12.11.1930 года - URL: Хроники Приангарья
-
"Восточно-Сибирская правда" № 66 от 15.11.1930 года - URL: Хроники Приангарья
-
"Восточно-Сибирская правда" № 67 от 17.11.1930 года - URL: Хроники приангарья
-
"Восточно-Сибирская правда" № 70 от 20.11.1930 года - URL: Хроники приангарья
-
"Восточно-Сибирская правда" № 71 от 22.11.1930 года - URL: Хроники приангарья