Рождество
Разница в календарях
Точная дата рождения Иисуса Христа в Библии не упоминается. 25 декабря как день рождения Иисуса был установлен в первой половине IV века, это условная дата, определённая путём вычислений. С тех пор почти все христиане празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Разница лишь в том, по какому календарю ведётся отсчет, григорианскому, юлианскому или новоюлианскому.
Григорианский календарь был введён в католических странах в XVI веке папой Римским Григорием XIII. Новый календарь исправлял накопившиеся ошибки в юлианском календаре и постепенно был принят большинством стран мира. Протестантская церковь вслед за католической перешла на григорианский календарь, однако, православная церковь отказалась принимать католический календарь и продолжала отмечать церковные даты по юлианскому календарю. По мере того, как правительства православных государств принимали григорианский календарь, назревала необходимость и в церковной календарной реформе, так как пользоваться двумя календарями было неудобно. В 1923 году в Константинополе прошёл собор православных восточных церквей, главным решением которого стало введение исправленного юлианского календаря — новоюлианского. Фактически, он мало отличается от григорианского, и до 2800 года эти календари совпадают. Таким образом собору удалось добиться совпадения календарей в общественной и религиозной сферах и вместе с тем избежать использования григорианского календаря. Но не все православные церкви поддержали решение о реформе юлианского календаря. Русская Православная Церковь и ряд других отказались менять календарь.
До 1918 года Россия жила по юлианскому календарю, поэтому Рождество отмечали 25 декабря. В 1918 году изменился светский календарь, Россия перешла на григорианский календарь, и дата празднования Рождества сдвинулась на 13 дней, то есть мы до сих пор отмечаем Рождество Христово 25 декабря по церковному юлианскому календарю (старому стилю), что приходится на 7 января по государственному григорианскому календарю (новому стилю). В странах, перешедших на новоюлианский (≈ григорианский) календарь, даты старого и нового стиля сопадают.
После гражданской войны в России началось искоренение религиозных праздников. Однако сразу запретить их большевики опасались, поэтому властям на местах разрешили самостоятельно решать вопросы учреждения праздничных дней и их переноса на другие даты. Это привело к тому, что в некоторых светских календарях праздничные дни были отмечены 7 и 8 января по новому стилю, в других - привычные 25 и 26 декабря.
С 1930 года Рождественские дни стали рабочими.
В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР издал постановление, объявляющее православный праздник Рождества нерабочим днём. 7 января 1991 года был выходным днём. В этот день по каналам центрального российского телевидения транслировалось праздничное рождественское богослужение.
Рождество в Иркутске
до 1918 года
25 декабря — Рождество Христово.
25 и 26 декабря были нерабочими днями. С вечера 24 декабря (Сочельник) по 6 января (Крещение) праздновали Святки. По домам ходили "ряженые", при церквях ставили народные драмы, девушки гадали. В 1860-х годах в богатых домах Иркутска в эти дни стали давать званые приёмы и балы. Появилась традиция шумно отмечать Рождество и Новый год. В 1870-х стали популярны маскарады.
Вот как описывала один из рождественских маскарадов газета «Восточное Обозрение» № 7 от 10.01.1899 г. :
6 января 1899 года в Общественном собрании состоялся маскарад. К 11 часам вечера зал был наполнен разряженной и раздушенной толпой. Некоторые костюмы были очень удачны, особенно злободневные; было несколько чисто декадентских, и только какой-то господин нарядился просто свиньёй. Была улитка в раковине, предсказывавшая будущее, разгуливал и вооружённый мир, порхал амур, прыгало обнажённое бебе, было электрическое освещение, шедшее под ручку с иркутским фонарным освещением, был столб с объявлениями, витрина с надписями, увечные кондуктор и стрелочник, новый и старый года. Вот некоторые надписи на костюмах: "управа извещает, что ввиду предстоящего электрического освещения ввоз керосина в город строго воспрещается", "Управление дороги приглашает опытных костоправов на сезон 1899 года", "В.О. ищет смысл, им утерянный, нашедшего просят доставить в редакцию", "Есть данные думать, что телеграф в этом году будет работать", "Управление дороги извещает, что предположено ускорить движение поездов до 5 вёрст в час, но за могущие произойти от этого несчастья дорога не отвечает", "раненый кондуктор обладал наследственной склонностью к железнодорожным ушибам", "По Забайкальской поезжайте ветке, там случаи крушения очень редки". Недурен был новый девиз адвокатов: "если у твоего ближнего есть рубаха - сними её, а если есть две - возьми обе". Изречения: "у тебя хотя и миленький, но замечательно противный голос", "хорошенькая женщина похожа на книжку: листки принадлежат поклонникам, а переплёт - мужу", "когда чёрт старится, он начинает верить в богоугодные дела", ... Некоторым господам так понравились надписи на костюме "Нового года", что они начали срывать их вместе с кружевами и лентами, несчастный "Новый год" вырвался из рук любителей совершенно ощипанный. Были и карикатуры, например, местная газета была представлена в виде человечка, придавленного сидящими на нём верхом "независящими обстоятельствами" - детиной пудов в 20 весу. Было оживлённо, весело и очень душно. Закончился маскарад поздно.
1924 год - начало активной кампании по борьбе с Рождеством
25 и 26 декабря - нерабочие дни. Иркутяне празднуют Рождество. В 1924 году в рамках разворачивающейся кампании "Долой Рождество" некоторые трудовые коллективы решили Рождество, как праздник религиозный, не праздновать, а дни отдыха перенести на 2 и 3 января 1925 года. Среди противников Рождества были библиотечные работники и работники махорочной фабрики "Смычка". "Власть Труда" призывает иркутян следовать их примеру.
1928 год
23, 24 и 25 декабря - рождественские дни отдыха (для удобства иркутян выходной 26 декабря перенесён на 24). В 1928 году антирелигиозная пропаганда против "наиболее укоренившегося христианского праздника" набирает обороты. Звучат лозунги: "Против пьяного Рождества!", "Осушим пьяное праздничное болото культурной работой!", "Организуем Антирождество!" и пр. В рождественские дни в клубах Иркутска проводятся лекции на антирелигиозные темы, распространяется антирелигиозная литература, устраиваются выставки и звучат радиопередачи с антирелигиозным содержанием. Основная цель - заставить людей идти в этот день не в церковь, а в клубы. Коллектив фабрики "Сибфарфор" решил перенести рождественские выходные на 1 и 2 января 1929 года.
1929 год
Окружная инспекция труда сообщила, что празднование 25 и 26 декабря предприятиями, перешедшими на пятидневную неделю не проводится. Для остальных эти дни - выходные. В 1929 году президиум Сибкрайсовпрофа объявил 25 декабря "днём индустриализации" (проводился второй раз). Деньги, заработанные в этот день планировалось перечислить на счёт окрпрофбюро и потратить на мероприятия, связанные с индустриализацией области. Рабочие Дрожзавода, Госконфетки, Пивзавода, обувной, госпимокатной фабрик и др. решили поддержать постановление и "вместо празднования поповского Рождества отработать в фонд индустриализации страны", объявив 25 декабря рабочим днём. Некоторые коллективы решили работать и 26 декабря. В эти дни впервые прозвучали требования о снятии колоколов с церквей и передачи их на нужды индустрии. Несмотря на пропаганду некоторые рабочие проигнорировали призыв выйти на работу и в дне индустриализации не участвовали. В этом же году с 25 декабря по 7 января окружной совет безбожников развернул большую антирелигиозную работу и разработал план по борьбе с Рождеством: 1) в обеденные перерывы на предприятиях области проводить антирелигиозные беседы, 2) создать "безбожные" ударные бригады, которые в порядке соц. соревнования борются за стопроцентное количество выходов на работу в праздники, 3) в деревнях исключить из колхозов религиозной кулацко-зажиточной верхушки и влить вместо них "безбожную бедноту", 4) максимально использовать в работе кино, радио, стен.газеты, беседы, лекции и пр.
1930 год
25 и 26 декабря становятся рабочими днями.
Источники:
1."Власть Труда" № 297 от 24.12.1924 г. - URL: Хроники Приангарья
2."Власть Труда" №№ 296, 297, 298 (декабрь, 1928 г.) - URL: Хроники Приангарья
3. "Власть Труда" №№ 297, 299, 300, 301 (декабрь, 1929 г.) - URL: Хроники Приангарья