Парашютные вышки в Иркутске

Тема парашютных вышек Иркутска малоизучена, авторы сделали попытку посчитать существовавшие в разные годы в городе парашютные вышки и проследить их судьбу. Будем признательны за дополнения и замечания. В статье использованы материалы иркутских газет "Власть Труда", "Восточно-Сибирский комсомолец", "Советская Молодёжь", "Восточно-Сибирская правда" с сайта Хроники Приангарья

  1. Парашютная вышка имени Восточно-Сибирского комсомола

(авиазаводская, район посёлка Парашютный, высота 35 метров)

30 сентября 1934 года при заводе 125 им. Сталина была введена в эксплуатацию первая в Иркутске парашютная вышка. Высота - 35 метров. По сообщениям прессы, вышку строила группа энтузиастов: командиров (Новосёлова, Чернышова, Федяева) и курсантов n-ской части, состоявшей из 34 человек. Руководитель строительства - Глазунов, бригадир строителей - Тихонов. На торжественном митинге в честь открытия вышки было принято решение присвоить ей имя Восточно-Сибирского комсомола. Первый показательный прыжок с вышки совершил начальник парашютной службы Чернышов. Всего в день открытия было сделано 100 прыжков.

Парашютная вышка имени Восточно-Сибирского комсомола. 1934 годПарашютная вышка имени Восточно-Сибирского комсомола
Слева направо:
1. "Восточно-Сибирский комсомолец" № 229 от 05.10.1934 г.
2. "Восточно-Сибирская правда" № 229 от 04.10.1934 г.
3. 1939 год. Источник неизвестен
Парашютная вышка имени Восточно-Сибирского комсомола. 1934 годЗаводчане на парашютной вышке имени Восточно-Сибирского комсомола. 1930-е годы
Источник неизвестен
  1. Парашютная вышка Иркутской авиационно-технической школы

(при ИВАТУ, стояла на месте типографии, высота 30 метров)

Летом 1936 года в ИВАТУ, недалеко от главного входа в училище на территории парка (позднее на этом месте было построено здание типографии) курсанты Иркутской авиационно-технической школы возвели для себя парашютную вышку высотой 30 метров и в свободное от занятий время с увлечением занимались парашютным спортом. Среди них был и курсант Михаил Цисельский, будущий герой Советского Союза.

  1. Парашютная вышка областного общества ДОСАВ (Добровольное общество содействия авиации)

(территория Иерусалимского кладбища, высота 47 метров)

В начале лета 1935 года горсовет РК и КД постановил построить к 15 июля этого же года в Иркутске парашютную вышку. Строительство планировалось вести совместно с КрайОСО. По ряду причин в 1935 году решение не было исполнено, лишь весной 1936 года Иркутский аэроклуб и краевой совет профсоюзов приступили к его реализации. Деревянную вышку новейшей конструкции аэроклубного типа планировалось возвести на центральном городском стадионе ко дню авиации – 18 августа. В проекте было предусмотрено специальное эксплуатационное устройство, дающее прыгающему ощущение свободного падения, рывка кольца парашюта и пр. Руководить стройкой было поручено инженеру Новосёлову. После обсуждений, было решено установить вышку в другом месте – на территории бывшего Иерусалимского кладбища. Построить её оказалось непросто. Доски, гвозди, все строительные материалы доставались с невероятным трудом. Серьёзной помощи не было ни от горсовета, ни от горкома комсомола. После возведения деревянной конструкции строительство пришлось прекратить на два года. Не было некоторых металлических частей, не хватало средств на сооружение необходимых подсобных помещений. Дальнейшая судьба первой городской парашютной вышки сложилась не очень удачно. Открывали её трижды, и после каждого открытия почти сразу же ставили на ремонт.

Первое открытие состоялось 18 мая 1938 года, но по техническим причинам эксплуатация парашютной вышки в мае так и не началась.

Второй раз вышку торжественно открыли в День Мюда - 6 сентября 1938 года. Однако из-за технических неполадок она почти не работала, а с началом войны была окончательно заброшена. После войны городу было не до ремонта вышки. В 1946 году вокруг деревянной конструкции кто-то разбил огородик и посадил картофель.

Третье открытие состоялось 17 июля 1949 года в честь Дня Воздушного флота СССР. На митинге выступил председатель обкома ДОСАВ Соколов, призвавший молодёжь к широкому развитию в Иркутске парашютного спорта. Уже за первые три часа с парашютом с вышки спрыгнуло более 150 человек. Прыжки продолжались до позднего вечера. Проработала вышка один сезон. В 1950 году её вновь закрыли на ремонт. К середине 1950-х в областном центре не осталось ни одной работающей парашютной вышки.

Высота вышки 47 метров, на 17 метров выше парашютной вышки авиатехшколы. Свободное падение – 10 метров. На рабочей площадке были установлены макеты кабин различных типов самолётов.

Парашютная вышка областного общества ДОСАВ. 1938 годДеревянная парашютная вышка областного общества ДОСАВ
(территория Иерусалимского кладбища, высота 47 метров)
Слева направо:
1. "Восточно-Сибирская правда" № 119 от 26.05.1936 г.
2. "Восточно-Сибирская правда" № 119 от 24.05.1937 г.
3. "Восточно-Сибирская правда" № 147 от 27.07.1949 г.
  1. Парашютная вышка ДОСААФ

(территория Иерусалимского кладбища, высота 25 метров)

В 1955 году начался монтаж металлической парашютной вышки для строителей Иркутской ГЭС, установить её планировалось в районе стадиона «Энергия» к концу того же года. На работы по изготовлению тренажёра было затрачено 50 000 рублей, однако поставить вышку на стадионе в посёлке ГЭС не разрешил архитектор города, и больше года её детали хранились на складе оборудования строительства Иркутской ГЭС

В 1957 году страна готовилась к празднованию 40-й годовщины Октября. В рамках подготовки облагораживались скверы и улицы города, велись работы по оборудованию Центрального парка Сталинского района. Тогда же вспомнили и об имеющейся у строителей ГЭС парашютной вышке. Было принято решение перевезти её в ЦПКиО и поставить вместо сгнившей деревянной. Работы по установке металлической конструкции начались весной 1957 года. В её строительстве принимали участие рабочие Иркутской ГЭС, члены иркутского авиационно-спортивного, радио- и автомотоклубов. Монтажные работы осуществляла бригада Галактиона Игнатьевича Потоцкого. Курировал сооружение вышки обком ДОСААФ. 25-метровый тренажёр строился для подготовки парашютистов, также планировалось его использовать как аттракцион для массовых прыжков.

Новая парашютная вышка начала работать одновременно с открытием парка. Однако первые прыжки с неё были совершены не 13 июля, а двумя неделями раньше, 30 июня 1957 года, в День Воздушного Флота. Первыми поднялись на вышку воспитанники авиаспортивного клуба. В этот же день в ещё строящемся парке работали: фотовыставка, посвящённая боевым делам лётчиков – героев Великой Отечественной войны и выставка работ юных авиамоделистов. Отмечать День Воздушного Флота СССР в ЦПКиО стало многолетней традицией иркутян. Во второй половине 1980-х (1986 ?) вышка в парке была демонтирована.

Металлическая парашютная вышка ДОСААФ. 1957 годМеталлическая парашютная вышка ДОСААФ. 1957 год
(территория Иерусалимского кладбища, высота 25 метров)
"Советская Молодёжь" № 141 от 18.07.1957 г.
Иркутск с парашютной вышки. 1957 годИркутск с парашютной вышки ДОСААФ. 1957 год
(территория Иерусалимского кладбища, высота 25 метров)
Из альбомов Рыбникова В.С.
Иркутск с парашютной вышки. 1957 годИркутск с парашютной вышки ДОСААФ. 1957 год
(территория Иерусалимского кладбища, высота 25 метров)
Из альбомов Рыбникова В.С.
  1. Парашютная вышка Иркутской базы авиационной охраны лесов

(ул. Станиславского)

? год - вышка-тренажёр принадлежала Иркутской базе авиационной охране лесов. Находилась на ул. Станиславского. Сохранилась до нашего времени. Ведомственная.

Парашютная вышка Иркутской базы авиационной охраны лесовПарашютная вышка Иркутской базы авиационной охраны лесов
(ул. Станиславского)
  1. Парашютная вышка ИВВАИУ

В 2011 году на территории городка ИВАТУ была установлена парашютная вышка. Её высота 30 метров. Использовалась преимущественно для тренировки военнослужащих. После закрытия городка шли разговоры о переводе вышки в общее пользование.

Парашютная вышка ИВВАИУПарашютная вышка ИВВАИУ
Фотография с сайта ivatushniki.ru


P.S. В газете "Восточно-Сибирская правда" № 187 от 15 августа 1935 года было опубликовано письмо рабочих и служащих завода им. Куйбышева, в котором они сообщали о строящейся при заводе парашютной вышке. Была ли она построена - автору не известно.