МС-21. Хронология (2014 - 2025)

В данной статье в хронологическом порядке собраны даты, относящиеся к иркутской истории среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолёта МС-21, разработанного НПК "Иркут" совместно с ОКБ им. Яковлева с использованием наработок по проекту Як-242, и которые встретились нам во время работы над календарём.
Статья будет дополняться по мере появления новой информации.

2003 - 2013 годы

В марте 2003 года Госкорпорация "Росавиакосмос" в рамках федеральной программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" объявила конкурс на создание регионального нового ближне- и среднемагистрального самолета, способного заменить ТУ-154. В августе 2003 года были подведены итоги конкурса. Победителем стал проект под названием МС-21 (магистральный самолёт XXI века), представленный совместно ОКБ им. Яковлева и АК им. Ильюшина. Главный конструктор проекта - Константин Фёдорович Попович. Одной из отличительных особенностей МС-21 было применение полимерных композиционных материалов (ПКМ), их планировалось использовать вместо алюминия при изготовлении панелей крыла и центроплана и агрегатов хвостового оперения.

В феврале 2004 года НПК "Иркут" приобрела акции ОКБ им. А.С. Яковлева, конструкторское бюро "Яковлева" вошло в состав корпорации "Иркут".

В 2006 году была создана "Объединённая авиастроительная корпорация" (ОАК). Корпорация "Иркут" вошла в состав ОАК (в 2018 году ОАК вошла в состав Государственной корпорации "Ростех").

В 2008 году был объявлен конкурс по выбору двигателя для самолета МС-21.

10 декабря 2009 года корпорация "Иркут" объявила, что тендерная комиссия выбрала поставщика двигателей для пассажирского самолета МС-21 - американскую компанию Pratt & Whitney, г. Вест-Палм-Бич, шт. Флорида, США (контракт на поставку двигателей был заключён в апреле 2010 года). Также в 2009 году корпорация "Иркут" завершила выбор остальных поставщиков подсистем будущего самолета (контракты с поставщиками были заключены в 2012 году).

В июле 2010 года корпорация "Иркут" начала заключать контракты на поставку нового ближне/среднемагистрального лайнера МС-21.

В октябре 2010 года начались экспериментальные исследования аэродинамических характеристик модели самолета МС-21, выполненной в масштабе 1:18.

В апреле 2011 года начались испытания прототипа композитного крыла, выполненного австрийской фирмой FACC AG.

С 27 августа по 1 сентября 2013 года на авиасалоне МАКС-2013 Корпорация "Иркут" представила фиксированный пилотажный тренажёр категории L3D для самолёта МС-21-300 (Flight Simulation Training Device).

С 8 по 16 октября 2013 года в Брауншвейге (Германия) по заказу корпорации "Иркут" ЦАГИ им. Жуковского провёл акустические испытания крупномасштабной полумодели механизированного крыла МС-21. Исследования проводились в аэродинамической трубе DNW NWB.

2014 год

5 февраля 2014 года замминистра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь сообщил журналистам, что Иркутский авиазавод (филиал ОАО "НПК "Иркут") начал сборку первых опытных образцов самолёта МС-21-300. На ИАЗ начался монтаж первых восьми станций линии автоматической сборки самолёта, всего планировалось ввести в строй 60 станций линии сборки.

9 апреля 2014 года на Иркутский авиационный завод были доставлены первые панели фюзеляжа для первого опытного самолёта МС-21. Изготовитель - Ульяновский завод "Авиастар-СП".

2015 год

15 апреля 2015 года на Иркутский авиационный завод был доставлен центроплан с элементами отсека фюзеляжа для сборки первого опытного самолёта МС-21. Его перевезли на транспортном самолете Ан-124 "Руслан". Изготовило центроплан предприятие "АэроКомпозит" из американских композитных материалов (поставщик - компания Cytec Industries).

23 августа 2015 года специальным чартерным рейсом в Иркутск был доставлен первый двигатель Pratt & Whitney PW1400G-JM для МС-21.

2 декабря 2015 года на Иркутском авиационном заводе губернатору Иркутской области Сергею Левченко был впервые продемонстрирован собранный фюзеляж первого опытного самолёта МС-21-300.

19 декабря 2015 года ЗАО "АэроКомпозит" (г. Ульяновск) доставил правую консоль композитного крыла самолета на Иркутский авиазавод.

2016 год

В январе 2016 года на Иркутский авиационный завод была доставлена правая консоль композитного крыла для самолёта МС-21, изготовленная фирмой "АэроКомпозит".

4 марта 2016 года на ИАЗ была доставлена вторая, левая, консоль композитного крыла для самолёта МС-21, изготовленная фирмой "АэроКомпозит".

6 мая 2016 года Федеральная авиационная администрация США (FAA) сертифицировала двигатели PW1431G-JM для самолета МС-21 компании Pratt & Whitney (в сентябре 2016 года американский двигатель получил российский сертификат).

8 июня 2016 года на Иркутском авиационном заводе состоялась торжественная выкатка и презентация нового российского среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001). Специально для этого мероприятия был построен ангар. В торжественной церемонии представления пассажирского самолёта МС-21 принял участие Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. Выкатка сопровождалось выступлением народного артиста России Дениса Мацуева, звучал этюд ре-диез минор Скрябина.

Церемонии выкатки магистрального самолета МС-21-300. ИАЗ, 08.06.2016 г.Церемонии выкатки магистрального самолета МС-21-300. ИАЗ, 08.06.2016 г.
Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Источник: kp.ru

До 2020 года были выпущены самолёты:
Первый опытный - 2017 год - б/н 73051/001, з/н МС.0001
Второй опытный - 2018 год - б/н 73053/002, з/н МС.0003
Третий опытный - 2019 год - б/н 73054/003, з/н МС.0004
Четвёртый опытный - 2019 год - б/н 73056/004, з/н МС.0006
Пятый опытный - 2020 год - б/н 73055/005, з/н МС.0012
* Кроме опытных лётных экземпляров было построено два самолёта для статических испытаний.

В 2025 году корпорация завершила модернизацию последнего опытного импортозамещенного самолета МС-21 (заводской номер 0013), он же стал первым в окончательной конфигурации МС-21-310 (серийный)
Шестой опытный и первый серийный в конфигурации МС-21-310РУС - 2021-2025 гг. - б/н 73361 (с июля 2023 года б/н 73057)/006, з/н МС.0013

2017 год

28 апреля 2017 года после завершения этапа цеховой отработки бортовых систем, первый летный образец МС‑21‑300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) был выкачен из сборочного цеха Иркутского авиационного завода и передан для дальнейших испытаний на заводскую лётно-испытательную станцию.

13 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялись первые рулёжки, а затем пробежки самолёта МС‑21‑300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001).

19 мая 2017 года экипаж МС‑21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) выполнил первую скоростную пробежку с отрывом передней стойки.

25 мая 2017 года в ЛИИ им. М.М. Громова было выдано разрешение на проведение первого вылета.

27 мая 2017 года на аэродроме ИАЗ была выполнена контрольная пробежка МС‑21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001).

28 мая 2017 года в Иркутске с аэродрома ИАЗ совершил первый испытательный полёт новый российский узкофюзеляжный самолёт МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001). Полёт длился 30 минут, проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/ч. Самолётом управлял экипаж в составе старшего лётчика-испытателя ОКБ им. А.С. Яковлева корпорации "Иркут" Героя России Олега Кононенко и заместителя генерального директора ОКБ им. А.С. Яковлева по лётным испытаниям Заслуженного лётчика-испытателя Российской Федерации Героя России Романа Таскаева. Полётное задание было выполнено полностью.

14 июня 2017 года самолёт МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) совершил второй полёт с аэродрома Иркутского авиационного завода. Полёт продолжался около 40 минут. Исследовались взлётно-посадочные характеристики и работоспособность бортовых систем.

15 июня 2017 года самолёт МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) в третий раз поднялся в воздух. Полёт продолжался около полутора часов. Было испытано изменение конфигурации механизации крыла.

19 июня 2017 года во время четвёртого полёта МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) впервые были убраны и выпущены шасси.

21 июня 2017 года в Иркутске состоялся пятый испытательный полёт первого опытного самолёта МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001). Полёт длился 2 часа 10 мин.

23 июня 2017 года МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) совершил шестой, заключительный, полёт в рамках первого этапа предварительных испытаний.

13 сентября 2017 года МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) совершил первый полёт в рамках второго этапа лётных заводских испытаний. По итогам первого этапа испытаний на воздушном судне было скорректировано программное обеспечение и доработаны системы. Полёт длился около двух часов, замечаний к работе систем и ПО не было.

17 октября 2017 МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) совершил первый дальний перелёт (4500 км) из Иркутска в подмосковный Жуковский на аэродром Лётно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М. Громова "Раменское" для прохождения дальнейших испытаний. Полёт прошёл в штатном режиме, самолёт преодолел 4500 км без посадки на высоте 10 000 м. Время в полёте - 6 часов. Испытания самолёта в Жуковском начались 2 ноября 2017 года.

2018 год

25 марта 2018 года на Иркутском авиационном заводе была завершена постройка второго опытного самолёта МС-21-300 (б/н 73053/002, з/н МС.0003), в этот день машина была переведена из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение ИАЗ.

12 мая 2018 года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялся первый полёт второго опытного самолёта МС-21-300 (б/н 73053/002, з/н МС.0003). Продолжительность полёта составила 1 час 7 минут, он проходил на высоте до 3 000 метров при скорости до 400 км/ч. Самолёт пилотировал экипаж в составе лётчиков-испытателей первого класса класса ОКБ им А.С. Яковлева Василия Севастьянова и Андрея Воропаева.

11 июля 2018 года второй участвующий в лётных испытаниях самолёт МС-21-300 (б/н 73053/002, з/н МС.0003) совершил полёт в новой окраске - лайнер был выкрашен в белый цвет.

20 июля 2018 года второй опытный самолёт МС-21-300 (б/н 73053/002, з/н МС.0003) совершил перелёт из Иркутска в г. Жуковский Московской области на аэродром ЛИИ имени М.М. Громова "Раменское". Полёт продолжался 6 часов. Самолёт пилотировали лётчики-испытатели В. Севастьянов и А. Воропаев.

26 сентября 2018 года вступили в силу санкции Министерства торговли США в отношении 12 российских компаний, среди которых была Компания "Аэрокомпозит", в состав которой входит АО "Аэрокомпозит-Ульяновск". После введения санкций предприятие "АэроКомпозит" было лишено возможности закупать зарубежное сырьё, поэтому специалисты Росатома при участии МГУ приступили к разработке отечественных композитных материалов. В мае 2020 года центроплан из композиционных материалов российского производства прошёл первые испытания, в июле начались испытания консолей крыла.

25 декабря 2018 года был выкачен из сборочного цеха Иркутского авиационного завода и передан для дальнейших испытаний на заводскую лётно-испытательную станцию третий летный прототип МС-21-300 (б/н 73054/003, з/н МС.0004).

2019 год

16 марта 2019 на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт третьего опытного самолёта МС-21-300 (б/н 73054/003, з/н МС.0004); продолжительность полёта составила 1 час 30 минут, он проходил на высоте до 3 500 метров при скорости до 500 км/ч. Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Андрей Воропаев и Роман Таскаев. Это был первый опытный МС-21-300, в котором был установлен пассажирский салон.

27 апреля 2019 года самолёт МС-21-300 (б/н 73054/003, з/н МС.0004) совершил беспосадочный перелёт из Иркутска на аэродром "Ульяновск-Восточный" для окрашивания.

13 мая 2019 года третий опытный самолёт МС-21-300 (б/н 73054/003, з/н МС.0004) перелетел с аэродрома "Ульяновск-Восточный" на аэродром "Раменское" ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском.

27 августа 2019 года в первый день работы аэрокосмического салона МАКС-2019 корпорация "Иркут" впервые представила на авиасалоне три опытных МС-21-300: б/н 73051/001, б/н 73053/002, б/н 73054/003. Демонстрационный полёт совершил борт 73053/002.

28 ноября 2019 года из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение ИАЗ был переведён четвёртый опытный образец МС-21 (б/н 73056/004, з/н МС.0006).

25 декабря 2019 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт четвёртого самолёта МС-21-300 (б/н 73056/004, з/н МС.0006), предназначенного для лётных испытаний. Продолжительность полёта составила 1 час 40 минут, он проходил на высоте около 3 000 метров со скоростью около 500 км/ч. Пилотировали самолёт лётчики-испытатели Роман Таскаев и Олег Мутовин.

2020 год

17 марта 2020 года четвёртый опытный самолёт МС-21-300 (б/н 73056/004, з/н МС.0006) совершил перелёт из Иркутска в Жуковский. Пилотировали самолёт лётчики-испытатели Роман Таскаев и Олег Мутовин.

6 ноября 2020 года на Иркутском авиационном заводе была завершена сборка первого самолёта МС-21-310 (б/н 73055/005, з/н МС.0012), оснащённого двигателями ПД-14. В этот день лайнер был переведён из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение авиазавода.

15 декабря 2020 года с аэродрома Иркутского авиационного завода ПАО "Яковлев" совершил первый полёт опытный самолёт МС-21-310 (б/н 73055/005, з/н МС.0012) с российскими двигателями ПД-14. В конструкции этих двигателей впервые в истории отечественного авиастроения были использованы детали, изготовленные методом 3D-печати.
* МС-21-310 - аналогичен МС-21-300, но оснащается российскими двигателями: МС-21-300 - с двигателями PW1431G (производство США), МС-21-310 - с двигателями ПД-14.

2021 год

14 мая 2021 года АО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) сообщила, что на Иркутский авиационный завод была доставлена консоль крыла самолёта МС-21-300, изготовленная из российских композиционных материалов компанией "АэроКомпозит". Консоль длиной 17,5 м была доставлена из Ульяновска в Иркутск специальным тягачом. На ней были установлены вибрационные датчики, которые зафиксировали бы возможные удары во время транспортировки. Консоль установили на шестой лётный обрзец самолёта МС-21-300 (б/н 73361 (с июля 2023 года б/н 73057)/006), он же после модернизации стал первым серийным самолётом МС-21-310RUS.

20 июля 2021 года во время аэрокосмического салона МАКС-2021 два самолёта МС-21-300 (б/н 73053/002, з/н МС.0003) и МС-21-310 (б/н 73055/005, з/н МС.0012) пролетели парой на низкой высоте над ВПП аэродрома и затем выполнили эффектный разлёт. Это был первый демонстрационный полёт МС-21-310 с российским двигателем ПД-14.

МС-21-300 и МС-21-310МС-21-300 и МС-21-310 на авиасалоне МАКС-2021 в Жуковском
Фото: Объединённая авиастроительная корпорация
Источник: habr.com

29 ноября 2021 года из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение ИАЗ был переведён шестой самолёт МС-21-300 (б/н 73361 (с июля 2023 года б/н 73057)/006, з/н МС.0013).

15 декабря 2021 года в рамках сертификационных испытаний самолёт МС-21 (б/н 73054/003, з/н МС.0004) выполнил тренировочный полёт в штатных условиях гражданского аэропорта по маршруту Жуковский - Международный аэропорт Иркутск. Из аэродрома Раменское самолёт вылетел в 9:00 мск, приземлился в Иркутске в 19:30 ирк. Первыми пассажирами стали специалисты, принимающие участие в проектировании, испытаниях и сертификации самолёта. В 21:50 ирк самолёт вылетел обратно в Подмосковье, в 23:05 мск приземлился в Раменском. Полёт прошёл в штатном режиме.
В декабре 2021 года рамках испытаний отрабатывали полёты в гражданские аэропорты два борта 73053/002 и 73054/003. Всего было выполнено 12 рейсов со служебными пассажирами на борту (по несколько рейсов в день) в города Иркутск, Казань, Архангельск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Пятигорск (Минводы) и другие. Борта 73051/001 и 73055/005 также находились в Жуковском, но в данных испытаниях не участвовали.

МС-21 в Иркутском аэропортуМС-21 в Иркутском аэропорту. 15.12.2021 г.
Источник: Аэропорт "Иркутск"

22 декабря 2021 года самолёт МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) выполнил перелёт из Жуковского в Иркутск для ремоторизации под двигатели ПД-14.

25 декабря 2021 года с аэродрома ИАЗ совершил первый полёт МС-21-300 (б/н 73361 (с июля 2023 года б/н 73057)/006, з/н МС.0013) с крылом из полимерных композиционных материалов российского производства. Самолёт пилотировали лётчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев и лётчик-испытатель, Герой России Олег Кононенко. Также на самолёт был установлен центроплан, изготовленный из отечественных композитов (крыло самолёта МС-21 состоит из центроплана и двух отъемных частей - консолей). Полёт прошёл в штатном режиме. В 2023 году самолёт был отправлен в Иркутск на доработку и модернизацию.

28 декабря 2021 года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало корпорации "Иркут" сертификат типа на пассажирский самолёт МС-21-300 (с двигателями Pratt & Whitney и крылом из зарубежных композитов). Одновременно Росавиация выдала корпорации "Иркут" сертификат разработчика авиационной техники в части самолёта МС-21.

2022 год

3 марта 2022 года Государственный департамент США ввел санкции в отношении 22 российских предприятий, в их числе были Иркутский авиационный завод и завод "Авиастар-СП".

8 августа 2022 года самолёт МС-21-310 (б/н 73055/005, з/н МС.0012) с отечественными двигателями ПД-14 выполнил сотый полёт по программе лётных сертификационных испытаний.

В конце сентября 2022 года на первом опытном самолёте МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) была закончена установка отечественных двигателей ПД-14.

6 октября 2022 года Корпорация "Иркут" была включена в восьмой пакет санкций Совета Европейского союза.

7 октября 2022 года модифицированный под версию МС-21-310 опытный самолёт б/н 73051/001 выполнил первый полёт с аэродрома ИАЗ в Иркутске. Борт 73051 стал вторым самолётом МС-21, оснащённым российскими двигателями. Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Андрей Воропаев и Роман Таскаев.

12 октября 2022 года обновлённый борт 73051/001 (МС-21-310) совершил перелёт из Иркутска в Жуковский для продолжения программы сертификационных испытаний.

В ноябре 2022 года впервые самолёт МС-21 (б/н 73054/003, з/н МС.0004) был окрашен в бело-красные цвета авиакомпании "Россия" и получил имя "Дед Мороз". Планировалось, что перекрашенный опытный образец будет использоваться корпорацией "Иркут" для обучения пилотов-инструкторов авиакомпании "Россия".

23 декабря 2022 года самолёт МС-21-300 "Дед Мороз" (б/н 73054/003, з/н МС.0004) доставил из Москвы в международный аэропорт Нижнего Новгорода им. В.П. Чкалова Деда Мороза и Снегурочку, повторив первый рейс 1923 года, с которого началась история регулярного авиасообщения в России. Полёт стал началом праздничного проекта корпорации "Иркут", посвящённого 100-летию гражданской авиации.

27 декабря 2022 года компания "Иркут" доставила на самолёте МС-21-300 "Дед Мороз" (б/н 73054/003, з/н МС.0004) из Москвы в аэропорт Храброво им. императрицы Елизаветы Петровны (г. Калининград) Деда Мороза и Снегурочку для участия в Новогодней Ёлке.

2023 год

26 мая 2023 года Иркутский авиационный завод был включён в санкционный список Японии.

7 июня опытный самолёт MC-21-310 (б/н 73055/005, з/н МС.0012) выполнил перелёт из Жуковского в Иркутск для замены некоторых иностранных самолётных систем и агрегатов на отечественные аналоги.

В середине июля 2023 года МС-21 с бортовым номером 73361 был зарегистрирован под новым номером – 73057/006. Ранее этот самолёт летал по программе сертификации крыла, изготовленного из российских полимерно-композиционных материалов. После замены части импортных комплектующих, эта машина уже не могла считаться типовой и получила статус экспериментальной, вследствие чего была перерегистрирована. Самолёт выполнил три полёта: 8, 15 и 18 июля общей продолжительностью 9 ч 35 мин. Полёт 18 июля был перегоночным в Ульяновск для окрашивания в корпоративную ливрею ОАК. В первой половине августа борт 73057 вернулся в Иркутск.

4 августа 2023 года Решением внеочередного общего собрания акционеров был утвержден обновленный устав компании, в соответствии с которым ПАО "Корпорация "Иркут" официально сменила название на Публичное акционерное общество "Яковлев" (ПАО "Яковлев") - Рublic Joint Stock Company Yakovlev (PJSC Yakovlev).
Новый бренд "Яковлев" был впервые представлен в пресс-релизе компании 26 июля 2023 года. С этого времени шли процедуры по переименованию. Причиной ребрендинга стала реструктуризация Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Кроме ПАО "Яковлев" в ней были выделены дивизион стратегической авиации "Туполев" и дивизион военно-транспортной авиации "Ильюшин".

18 ноября 2023 года в Жуковском на самолёте б/н 73056/004 прошли испытания на аварийное покидание воздушного судна. Эвакуация 219 человек прошла в заданные временные рамки.

2024 год

30 (?) мая 2024 года борт 73053/002 перегнали из Жуковского в Иркутск на хранение.

19 августа 2024 года во время подготовки к показательным полётам в честь юбилея Иркутского авиазавода самолёт МС-21 (б/н 73053/002, з/н МС.0003) выполнил фигуру высшего пилотажа ранверсман.

24 августа 2024 года во Втором Иркутске во время демонстрационных полётов авиатехники в честь 90-летия Иркутского авиазавода МС-21 (б/н 73053/002, з/н МС.0003) выполнил фигуры высшего пилотажа.

2025 год

29 апреля 2025 года впервые после модернизации в небо с аэродрома Иркутского авиационного завода ПАО "Яковлев" поднялся самолёт МС-21-310 (б/н 73055/005, з/н МС.0012), оснащённый сертифицированными российскими двигателями ПД-14 и электронным оборудованием российского производства. Самолёт находился в воздухе 1 час 15 минут, достигнув скорости 580 км/ч и высоты 3 000 метров. Его пилотировали лётчики-испытатели Александр Гуськов и Роман Таскаев. Полёт совершался в сопровождении Як-130М.

7 мая 2025 года борт 73055/005 совершил беспосадочный перелёт из Иркутска в Жуковский. Лайнер вылетел из Иркутска в 14:05 и приземлился в Жуковском около 20:20. Высота полёта достигала около 11 000 м.

26 июня 2025 года на аэродроме ЛИИ им. Громова в Жуковском начались сертификационные испытания опытного образца среднемагистрального самолёта МС-21-310 разработки ПАО "Яковлев" с российскими системами и двигателями ПД-14 (б/н 73055/005, з/н МС.0012). Первый сертификационный полёт борта 73055 длился 4 часа. Пилотировал самолёт экипаж в составе лётчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко, заслуженного лётчика-испытателя РФ Андрея Воропаева, инженеров по лётным испытаниям Александра Соловьева, Григория Кудряшова и Олега Березина. За два месяца лайнер совершил около 20 полётов в подмосковном Жуковском.
* Борт 73055/005 - частично импортозамещенный опытный самолёт, в нём остались импортные компоненты - приводы, тормоза и генераторы, в следующем самолёте (б/н 73057 (до 2023 года б/н 73361)/006, з/н МС.0013) их заменили на отечественные аналоги.

30 июля 2025 года на Иркутском авиазаводе начались приёмо-сдаточные испытания первого опытного самолета МС-21-310 (б/н 73057 (до 2023 года б/н 73361)/006, з/н МС.0013) в полностью импортозамещённом варианте.

Источники:
1. Сайт "Авиация России": Этот день в истории авиации. МС-21: первый полёт - URL: aviation21.ru
2. Сайт "Авиация России": МС-21: Иркутск, Казань, Архангельск, Екатеринбург… далее - везде - URL: aviation21.ru
3. Сайт "Авиация России": МС-21 - итоги 2020 года - URL: aviation21.ru
4. Сайт "Авиация России": МС-21 - дайджест за декабрь - 2023. Итоги года - URL: aviation21.ru
5. Как МС-21 из Иркутска улетал - URL: fotografersha.livejournal.com
6. Статья в Википедии: МС-21 - URL: ru.wikipedia.org
7. Газета "Аларь" № 23 от 16.06.2016 г. - URL: Хроники Приангарья
8. РИА Новости: Завершено строительство второго экземпляра самолёта МС-21 - URL: ria.ru
9. Реестр самолётов МС-21 на сайте проекта RussianPlanes.net - URL: russianplanes.net
10. В воздухе четвертый МС-21 - URL: bmpd.livejournal.com
11. Деловой авиационный портал АТО.ru: Архив материалов ATO.RU / "Программа МС-21" за 10/2005 - URL: ato.ru
12. Интерфакс: Иркутский авиазавод начал сборку первых магистральных самолётов МС-21-300 - URL: web.archive.org
13. Национальный аэрокосмический журнал "Взлёт": Андрей Фомин. MC‑21 в воздухе! - URL: take-off.ru

Создано: 2025-08-25_13:06:54

Обновлено: 2025-09-03_02:58:53