МС-21. Хронология (2014 - 2025)
В данной статье в хронологическом порядке собраны даты, относящиеся к иркутской истории среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолёта МС-21, разработанного НПК "Иркут" совместно с ОКБ им. Яковлева с использованием наработок по проекту Як-242, и которые встретились нам во время работы над календарём.
Статья будет дополняться по мере появления новой информации.
2003 - 2013 годы
В марте 2003 года Госкорпорация "Росавиакосмос" в рамках федеральной программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" объявила конкурс на создание регионального нового ближне- и среднемагистрального самолета, способного заменить ТУ-154. В августе 2003 года были подведены итоги конкурса. Победителем стал проект под названием МС-21 (магистральный самолёт XXI века), представленный совместно ОКБ им. Яковлева и АК им. Ильюшина. Главный конструктор проекта - Константин Фёдорович Попович. Одной из отличительных особенностей МС-21 было применение полимерных композиционных материалов (ПКМ), их планировалось использовать вместо алюминия при изготовлении панелей крыла и центроплана и агрегатов хвостового оперения.
В феврале 2004 года НПК "Иркут" приобрела акции ОКБ им. А.С. Яковлева, конструкторское бюро "Яковлева" вошло в состав корпорации "Иркут".
В 2006 году была создана "Объединённая авиастроительная корпорация" (ОАК). Корпорация "Иркут" вошла в состав ОАК (в 2018 году ОАК вошла в состав Государственной корпорации "Ростех").
В 2008 году был объявлен конкурс по выбору двигателя для самолета МС-21.
10 декабря 2009 года корпорация "Иркут" объявила, что тендерная комиссия выбрала поставщика двигателей для пассажирского самолета МС-21 - американскую компанию Pratt & Whitney, г. Вест-Палм-Бич, шт. Флорида, США (контракт на поставку двигателей был заключён в апреле 2010 года). Также в 2009 году корпорация "Иркут" завершила выбор остальных поставщиков подсистем будущего самолета (контракты с поставщиками были заключены в 2012 году).
В июле 2010 года корпорация "Иркут" начала заключать контракты на поставку нового ближне/среднемагистрального лайнера МС-21.
В октябре 2010 года начались экспериментальные исследования аэродинамических характеристик модели самолета МС-21, выполненной в масштабе 1:18.
В апреле 2011 года начались испытания прототипа композитного крыла, выполненного австрийской фирмой FACC AG.
С 27 августа по 1 сентября 2013 года на авиасалоне МАКС-2013 Корпорация "Иркут" представила фиксированный пилотажный тренажёр категории L3D для самолёта МС-21-300 (Flight Simulation Training Device).
С 8 по 16 октября 2013 года в Брауншвейге (Германия) по заказу корпорации "Иркут" ЦАГИ им. Жуковского провёл акустические испытания крупномасштабной полумодели механизированного крыла МС-21. Исследования проводились в аэродинамической трубе DNW NWB.
2014 год
5 февраля 2014 года замминистра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь сообщил журналистам, что Иркутский авиазавод (филиал ОАО "НПК "Иркут") начал сборку первых опытных образцов самолёта МС-21-300. На ИАЗ начался монтаж первых восьми станций линии автоматической сборки самолёта, всего планировалось ввести в строй 60 станций линии сборки.
9 апреля 2014 года на Иркутский авиационный завод были доставлены первые панели фюзеляжа для первого опытного самолёта МС-21. Изготовитель - Ульяновский завод "Авиастар-СП".
2015 год
15 апреля 2015 года на Иркутский авиационный завод был доставлен центроплан с элементами отсека фюзеляжа для сборки первого опытного самолёта МС-21. Его перевезли на транспортном самолете Ан-124 "Руслан". Изготовило центроплан предприятие "АэроКомпозит" из американских композитных материалов (поставщик - компания Cytec Industries).
23 августа 2015 года специальным чартерным рейсом в Иркутск был доставлен первый двигатель Pratt & Whitney PW1400G-JM для МС-21.
2 декабря 2015 года на Иркутском авиационном заводе губернатору Иркутской области Сергею Левченко был впервые продемонстрирован собранный фюзеляж первого опытного самолёта МС-21-300.
19 декабря 2015 года ЗАО "АэроКомпозит" (г. Ульяновск) доставил правую консоль композитного крыла самолета на Иркутский авиазавод.
2016 год
В январе 2016 года на Иркутский авиационный завод была доставлена правая консоль композитного крыла для самолёта МС-21, изготовленная фирмой "АэроКомпозит".
4 марта 2016 года на ИАЗ была доставлена вторая, левая, консоль композитного крыла для самолёта МС-21, изготовленная фирмой "АэроКомпозит".
6 мая 2016 года Федеральная авиационная администрация США (FAA) сертифицировала двигатели PW1431G-JM для самолета МС-21 компании Pratt & Whitney (в сентябре 2016 года американский двигатель получил российский сертификат).
8 июня 2016 года на Иркутском авиационном заводе состоялась торжественная выкатка и презентация нового российского среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001). Специально для этого мероприятия был построен ангар. В торжественной церемонии представления пассажирского самолёта МС-21 принял участие Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. Выкатка сопровождалось выступлением народного артиста России Дениса Мацуева, звучал этюд ре-диез минор Скрябина.
Церемонии выкатки магистрального самолета МС-21-300. ИАЗ, 08.06.2016 г.Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Источник: kp.ru
До 2020 года были выпущены самолёты:
Первый опытный - 2017 год - б/н 73051/001, з/н МС.0001
Второй опытный - 2018 год - б/н 73053/002, з/н МС.0003
Третий опытный - 2019 год - б/н 73054/003, з/н МС.0004
Четвёртый опытный - 2019 год - б/н 73056/004, з/н МС.0006
Пятый опытный - 2020 год - б/н 73055/005, з/н МС.0012
* Кроме опытных лётных экземпляров было построено два самолёта для статических испытаний.
В 2025 году корпорация завершила модернизацию последнего опытного импортозамещенного самолета МС-21 (заводской номер 0013), он же стал первым в окончательной конфигурации МС-21-310 (серийный)
Шестой опытный и первый серийный в конфигурации МС-21-310РУС - 2021-2025 гг. - б/н 73361 (с июля 2023 года б/н 73057)/006, з/н МС.0013
2017 год
28 апреля 2017 года после завершения этапа цеховой отработки бортовых систем, первый летный образец МС‑21‑300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) был выкачен из сборочного цеха Иркутского авиационного завода и передан для дальнейших испытаний на заводскую лётно-испытательную станцию.
13 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялись первые рулёжки, а затем пробежки самолёта МС‑21‑300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001).
19 мая 2017 года экипаж МС‑21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) выполнил первую скоростную пробежку с отрывом передней стойки.
25 мая 2017 года в ЛИИ им. М.М. Громова было выдано разрешение на проведение первого вылета.
27 мая 2017 года на аэродроме ИАЗ была выполнена контрольная пробежка МС‑21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001).
28 мая 2017 года в Иркутске с аэродрома ИАЗ совершил первый испытательный полёт новый российский узкофюзеляжный самолёт МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001). Полёт длился 30 минут, проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/ч. Самолётом управлял экипаж в составе старшего лётчика-испытателя ОКБ им. А.С. Яковлева корпорации "Иркут" Героя России Олега Кононенко и заместителя генерального директора ОКБ им. А.С. Яковлева по лётным испытаниям Заслуженного лётчика-испытателя Российской Федерации Героя России Романа Таскаева. Полётное задание было выполнено полностью.
14 июня 2017 года самолёт МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) совершил второй полёт с аэродрома Иркутского авиационного завода. Полёт продолжался около 40 минут. Исследовались взлётно-посадочные характеристики и работоспособность бортовых систем.
15 июня 2017 года самолёт МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) в третий раз поднялся в воздух. Полёт продолжался около полутора часов. Было испытано изменение конфигурации механизации крыла.
19 июня 2017 года во время четвёртого полёта МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) впервые были убраны и выпущены шасси.
21 июня 2017 года в Иркутске состоялся пятый испытательный полёт первого опытного самолёта МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001). Полёт длился 2 часа 10 мин.
23 июня 2017 года МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) совершил шестой, заключительный, полёт в рамках первого этапа предварительных испытаний.
13 сентября 2017 года МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) совершил первый полёт в рамках второго этапа лётных заводских испытаний. По итогам первого этапа испытаний на воздушном судне было скорректировано программное обеспечение и доработаны системы. Полёт длился около двух часов, замечаний к работе систем и ПО не было.
17 октября 2017 МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) совершил первый дальний перелёт (4500 км) из Иркутска в подмосковный Жуковский на аэродром Лётно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М. Громова "Раменское" для прохождения дальнейших испытаний. Полёт прошёл в штатном режиме, самолёт преодолел 4500 км без посадки на высоте 10 000 м. Время в полёте - 6 часов. Испытания самолёта в Жуковском начались 2 ноября 2017 года.
2018 год
25 марта 2018 года на Иркутском авиационном заводе была завершена постройка второго опытного самолёта МС-21-300 (б/н 73053/002, з/н МС.0003), в этот день машина была переведена из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение ИАЗ.
12 мая 2018 года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялся первый полёт второго опытного самолёта МС-21-300 (б/н 73053/002, з/н МС.0003). Продолжительность полёта составила 1 час 7 минут, он проходил на высоте до 3 000 метров при скорости до 400 км/ч. Самолёт пилотировал экипаж в составе лётчиков-испытателей первого класса класса ОКБ им А.С. Яковлева Василия Севастьянова и Андрея Воропаева.
11 июля 2018 года второй участвующий в лётных испытаниях самолёт МС-21-300 (б/н 73053/002, з/н МС.0003) совершил полёт в новой окраске - лайнер был выкрашен в белый цвет.
20 июля 2018 года второй опытный самолёт МС-21-300 (б/н 73053/002, з/н МС.0003) совершил перелёт из Иркутска в г. Жуковский Московской области на аэродром ЛИИ имени М.М. Громова "Раменское". Полёт продолжался 6 часов. Самолёт пилотировали лётчики-испытатели В. Севастьянов и А. Воропаев.
В августе 2018 года опытный самолёт МС-21-300 RA-73051/001 впервые выполнил посадку в тёмное время суток (аэродром Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова). Все системы работали нормально.
26 сентября 2018 года вступили в силу санкции Министерства торговли США в отношении 12 российских компаний, среди которых была Компания "Аэрокомпозит", в состав которой входит АО "Аэрокомпозит-Ульяновск". После введения санкций предприятие "АэроКомпозит" было лишено возможности закупать зарубежное сырьё, поэтому специалисты Росатома при участии МГУ приступили к разработке отечественных композитных материалов. В мае 2020 года центроплан из композиционных материалов российского производства прошёл первые испытания, в июле начались испытания консолей крыла.
25 декабря 2018 года был выкачен из сборочного цеха Иркутского авиационного завода и передан для дальнейших испытаний на заводскую лётно-испытательную станцию третий летный прототип МС-21-300 (б/н 73054/003, з/н МС.0004).
2019 год
16 марта 2019 на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт третьего опытного самолёта МС-21-300 (б/н 73054/003, з/н МС.0004); продолжительность полёта составила 1 час 30 минут, он проходил на высоте до 3 500 метров при скорости до 500 км/ч. Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Андрей Воропаев и Роман Таскаев. Это был первый опытный МС-21-300, в котором был установлен пассажирский салон.
27 апреля 2019 года самолёт МС-21-300 (б/н 73054/003, з/н МС.0004) совершил беспосадочный перелёт из Иркутска на аэродром "Ульяновск-Восточный" для окрашивания.
13 мая 2019 года третий опытный самолёт МС-21-300 (б/н 73054/003, з/н МС.0004) перелетел с аэродрома "Ульяновск-Восточный" на аэродром "Раменское" ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском.
27 августа 2019 года в первый день работы аэрокосмического салона МАКС-2019 корпорация "Иркут" впервые представила на авиасалоне три опытных МС-21-300: б/н 73051/001, б/н 73053/002, б/н 73054/003. Демонстрационный полёт совершил борт 73053/002.
28 ноября 2019 года из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение ИАЗ был переведён четвёртый опытный образец МС-21 (б/н 73056/004, з/н МС.0006).
25 декабря 2019 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт четвёртого самолёта МС-21-300 (б/н 73056/004, з/н МС.0006), предназначенного для лётных испытаний. Продолжительность полёта составила 1 час 40 минут, он проходил на высоте около 3 000 метров со скоростью около 500 км/ч. Пилотировали самолёт лётчики-испытатели Роман Таскаев и Олег Мутовин.
2020 год
17 марта 2020 года четвёртый опытный самолёт МС-21-300 (б/н 73056/004, з/н МС.0006) совершил перелёт из Иркутска в Жуковский. Пилотировали самолёт лётчики-испытатели Роман Таскаев и Олег Мутовин.
6 ноября 2020 года на Иркутском авиационном заводе была завершена сборка первого самолёта МС-21-310 (б/н 73055/005, з/н МС.0012), оснащённого двигателями ПД-14. В этот день лайнер был переведён из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение авиазавода.
15 декабря 2020 года с аэродрома Иркутского авиационного завода ПАО "Яковлев" совершил первый полёт опытный самолёт МС-21-310 (б/н 73055/005, з/н МС.0012) с российскими двигателями ПД-14. В конструкции этих двигателей впервые в истории отечественного авиастроения были использованы детали, изготовленные методом 3D-печати.
* МС-21-310 - аналогичен МС-21-300, но оснащается российскими двигателями: МС-21-300 - с двигателями PW1431G (производство США), МС-21-310 - с двигателями ПД-14.
2021 год
14 мая 2021 года АО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) сообщила, что на Иркутский авиационный завод была доставлена консоль крыла самолёта МС-21-300, изготовленная из российских композиционных материалов компанией "АэроКомпозит". Консоль длиной 17,5 м была доставлена из Ульяновска в Иркутск специальным тягачом. На ней были установлены вибрационные датчики, которые зафиксировали бы возможные удары во время транспортировки. Консоль установили на шестой лётный обрзец самолёта МС-21-300 (б/н 73361 (с июля 2023 года б/н 73057)/006), он же после модернизации стал первым серийным самолётом МС-21-310RUS.
20 июля 2021 года во время аэрокосмического салона МАКС-2021 два самолёта МС-21-300 (б/н 73053/002, з/н МС.0003) и МС-21-310 (б/н 73055/005, з/н МС.0012) пролетели парой на низкой высоте над ВПП аэродрома и затем выполнили эффектный разлёт. Это был первый демонстрационный полёт МС-21-310 с российским двигателем ПД-14.
МС-21-300 и МС-21-310 на авиасалоне МАКС-2021 в ЖуковскомФото: Объединённая авиастроительная корпорация
Источник: habr.com
29 ноября 2021 года из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение ИАЗ был переведён шестой самолёт МС-21-300 (б/н 73361 (с июля 2023 года б/н 73057)/006, з/н МС.0013).
15 декабря 2021 года в рамках сертификационных испытаний самолёт МС-21 (б/н 73054/003, з/н МС.0004) выполнил тренировочный полёт в штатных условиях гражданского аэропорта по маршруту Жуковский - Международный аэропорт Иркутск. Из аэродрома Раменское самолёт вылетел в 9:00 мск, приземлился в Иркутске в 19:30 ирк. Первыми пассажирами стали специалисты, принимающие участие в проектировании, испытаниях и сертификации самолёта. В 21:50 ирк самолёт вылетел обратно в Подмосковье, в 23:05 мск приземлился в Раменском. Полёт прошёл в штатном режиме.
В декабре 2021 года рамках испытаний отрабатывали полёты в гражданские аэропорты два борта 73053/002 и 73054/003. Всего было выполнено 12 рейсов со служебными пассажирами на борту (по несколько рейсов в день) в города Иркутск, Казань, Архангельск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Пятигорск (Минводы) и другие. Борта 73051/001 и 73055/005 также находились в Жуковском, но в данных испытаниях не участвовали.
МС-21 в Иркутском аэропорту. 15.12.2021 г.Источник: Аэропорт "Иркутск"
22 декабря 2021 года самолёт МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) выполнил перелёт из Жуковского в Иркутск для ремоторизации под двигатели ПД-14.
25 декабря 2021 года с аэродрома ИАЗ совершил первый полёт МС-21-300 (б/н 73361 (с июля 2023 года б/н 73057)/006, з/н МС.0013) с крылом из полимерных композиционных материалов российского производства. Самолёт пилотировали лётчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев и лётчик-испытатель, Герой России Олег Кононенко. Также на самолёт был установлен центроплан, изготовленный из отечественных композитов (крыло самолёта МС-21 состоит из центроплана и двух отъемных частей - консолей). Полёт прошёл в штатном режиме. В 2023 году самолёт был отправлен в Иркутск на доработку и модернизацию.
28 декабря 2021 года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало корпорации "Иркут" сертификат типа на пассажирский самолёт МС-21-300 (с двигателями Pratt & Whitney и крылом из зарубежных композитов). Одновременно Росавиация выдала корпорации "Иркут" сертификат разработчика авиационной техники в части самолёта МС-21.
2022 год
3 марта 2022 года Государственный департамент США ввел санкции в отношении 22 российских предприятий, в их числе были Иркутский авиационный завод и завод "Авиастар-СП".
8 августа 2022 года самолёт МС-21-310 (б/н 73055/005, з/н МС.0012) с отечественными двигателями ПД-14 выполнил сотый полёт по программе лётных сертификационных испытаний.
В конце сентября 2022 года на первом опытном самолёте МС-21-300 (б/н 73051/001, з/н МС.0001) была закончена установка отечественных двигателей ПД-14.
6 октября 2022 года Корпорация "Иркут" была включена в восьмой пакет санкций Совета Европейского союза.
7 октября 2022 года модифицированный под версию МС-21-310 опытный самолёт б/н 73051/001 выполнил первый полёт с аэродрома ИАЗ в Иркутске. Борт 73051 стал вторым самолётом МС-21, оснащённым российскими двигателями. Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Андрей Воропаев и Роман Таскаев.
12 октября 2022 года обновлённый борт 73051/001 (МС-21-310) совершил перелёт из Иркутска в Жуковский для продолжения программы сертификационных испытаний.
В ноябре 2022 года впервые самолёт МС-21 (б/н 73054/003, з/н МС.0004) был окрашен в бело-красные цвета авиакомпании "Россия" и получил имя "Дед Мороз". Планировалось, что перекрашенный опытный образец будет использоваться корпорацией "Иркут" для обучения пилотов-инструкторов авиакомпании "Россия".
23 декабря 2022 года самолёт МС-21-300 "Дед Мороз" (б/н 73054/003, з/н МС.0004) доставил из Москвы в международный аэропорт Нижнего Новгорода им. В.П. Чкалова Деда Мороза и Снегурочку, повторив первый рейс 1923 года, с которого началась история регулярного авиасообщения в России. Полёт стал началом праздничного проекта корпорации "Иркут", посвящённого 100-летию гражданской авиации.
27 декабря 2022 года компания "Иркут" доставила на самолёте МС-21-300 "Дед Мороз" (б/н 73054/003, з/н МС.0004) из Москвы в аэропорт Храброво им. императрицы Елизаветы Петровны (г. Калининград) Деда Мороза и Снегурочку для участия в Новогодней Ёлке. С этого времени борт 73054/003 используется для перевозки служебных пассажиров в интересах ОАК.
2023 год
26 мая 2023 года Иркутский авиационный завод был включён в санкционный список Японии.
7 июня опытный самолёт MC-21-310 (б/н 73055/005, з/н МС.0012) выполнил перелёт из Жуковского в Иркутск для замены некоторых иностранных самолётных систем и агрегатов на отечественные аналоги.
В середине июля 2023 года МС-21 с бортовым номером 73361 был зарегистрирован под новым номером – 73057/006. Ранее этот самолёт летал по программе сертификации крыла, изготовленного из российских полимерно-композиционных материалов. После замены части импортных комплектующих, эта машина уже не могла считаться типовой и получила статус экспериментальной, вследствие чего была перерегистрирована. Самолёт выполнил три полёта: 8, 15 и 18 июля общей продолжительностью 9 ч 35 мин. Полёт 18 июля был перегоночным в Ульяновск для окрашивания в корпоративную ливрею ОАК. В первой половине августа борт 73057 вернулся в Иркутск.
4 августа 2023 года Решением внеочередного общего собрания акционеров был утвержден обновленный устав компании, в соответствии с которым ПАО "Корпорация "Иркут" официально сменила название на Публичное акционерное общество "Яковлев" (ПАО "Яковлев") - Рublic Joint Stock Company Yakovlev (PJSC Yakovlev).
Новый бренд "Яковлев" был впервые представлен в пресс-релизе компании 26 июля 2023 года. С этого времени шли процедуры по переименованию. Причиной ребрендинга стала реструктуризация Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Кроме ПАО "Яковлев" в ней были выделены дивизион стратегической авиации "Туполев" и дивизион военно-транспортной авиации "Ильюшин".
18 ноября 2023 года в Жуковском на самолёте б/н 73056/004 прошли испытания на аварийное покидание воздушного судна. Эвакуация 219 человек прошла в заданные временные рамки.
2024 год
30 (?) мая 2024 года борт 73053/002 перегнали из Жуковского в Иркутск на хранение.
19 августа 2024 года во время подготовки к показательным полётам в честь юбилея Иркутского авиазавода самолёт МС-21 (б/н 73053/002, з/н МС.0003) выполнил фигуру высшего пилотажа ранверсман.
24 августа 2024 года во Втором Иркутске во время демонстрационных полётов авиатехники в честь 90-летия Иркутского авиазавода МС-21 (б/н 73053/002, з/н МС.0003) выполнил фигуры высшего пилотажа.
2025 год
29 апреля 2025 года впервые после модернизации в небо с аэродрома Иркутского авиационного завода ПАО "Яковлев" поднялся самолёт МС-21-310 (б/н 73055/005, з/н МС.0012), оснащённый сертифицированными российскими двигателями ПД-14 и электронным оборудованием российского производства. Более 70 иностранных компонентов было заменено на российские. Иностранное оборудование осталось в приводах механизации, тормозах и генераторах. Самолёт находился в воздухе 1 час 15 минут, достигнув скорости 580 км/ч и высоты 3 000 метров. Его пилотировали лётчики-испытатели Александр Гуськов и Роман Таскаев. Полёт совершался в сопровождении Як-130М.
7 мая 2025 года борт 73055/005 совершил беспосадочный перелёт из Иркутска в Жуковский. Лайнер вылетел из Иркутска в 14:05 и приземлился в Жуковском около 20:20. Высота полёта достигала около 11 000 м.
* Борт 73055/005 - частично импортозамещенный опытный самолёт, в нём остались импортные компоненты - приводы, тормоза и генераторы, в следующем самолёте (б/н 73057 (до 2023 года б/н 73361)/006, з/н МС.0013) их заменили на отечественные аналоги.
Полёты в Жуковском
26 (27?) июня 2025 года на аэродроме ЛИИ им. Громова в Жуковском начались сертификационные испытания опытного образца среднемагистрального самолёта МС-21-310 разработки ПАО "Яковлев" с российскими системами и двигателями ПД-14 (б/н 73055/005, з/н МС.0012). Первый сертификационный полёт борта 73055 длился 4 часа. Пилотировал самолёт экипаж в составе лётчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко, заслуженного лётчика-испытателя РФ Андрея Воропаева, инженеров по лётным испытаниям Александра Соловьева, Григория Кудряшова и Олега Березина. За два месяца лайнер совершил около 20 полётов в подмосковном Жуковском. К 18 августа 2025 года его налёт по программе сертификации составил 74 часа.
23 июля 2025 года борт 73055/005 и борт 73056/004 выполнили первый "парный" полёт, во время которого сравнивалась работа российских систем предупреждения столкновения в воздухе на 73055 с импортными СПСВ, установленными на 73056.
15 августа 2025 года борт 73056/004выполнил один почти пятичасовой полёт, в котором оценивалась работа системы предупреждения столкновения в воздухе. Это был единственный полёт этого самолёта в августе. Остальные испытательные полёты выполнял борт 73055/005 (10 полётов).
10 сентября 2025 года борт 73055/005 и борт 73054/003 выполнили второй "парный" полёт. В этот раз испытания проводились в тёмное время суток, сравнивалась внешняя светотехника (российская на 005 и импортная на 003), в том числе дальность видимости отечественных проблесковых маяков. Всего в сентябре борт 73055/005 выполнил в Жуковском 12 сертификационных полётов, б/н 73054/003 - один. Борт 73056/004 в сентябре не летал, его готовили к испытаниям по экстренной эвакуации пассажиров с использованием отечественных аварийных трапов.
17 октября 2025 года с аэродрома в Жуковском был выполнен полёт борта 73051/001 для оценки работы радиовысотомера, систем кондиционирования воздуха, регулировки давления и др. В ноябре 2024 года этот борт участвовал в испытаниях противообледенительной системы крыла, в январе 2025 года - проходил исытания на молниезащиту.
30 июля 2025 года на Иркутском авиазаводе начались приёмо-сдаточные испытания первого опытного самолета МС-21-310 (б/н 73057 (до 2023 года б/н 73361)/006, з/н МС.0013) в полностью импортозамещённом варианте.
20(?) сентября 2025 года после завершения наземных частотных испытаний полностью импортозамещённый самолёт МС-21-310 б/н 73057/006 был перемещён в лётно-испытательное подразделение (ЛИП) Иркутского авиационного завода.
29 (?) сентября 2025 года Иркутский авиационный завод провёл экскурсию для 150 старшеклассников г. Иркутска (большей частью детей работников авиазавода) по цехам ИАЗ, в которых производят самолёт МС-21. В роли экскурсоводов - лётчики-испытатели.
* Всего в сентябре 2025 года в Жуковском находились 4 самолёта МС-21: 73051/001, 73054/003, 73055/005, 73056/004. На ИАЗ находились борт 73057/006 (импортозамещение) и борт 73053/002 (на хранении).
* Всего к октябрю 2025 года собрано 14 серийных самолётов, получено 175 заказов на поставку МС-21.
28 октября 2025 года самолёт МС-21-310 (б/н 73057 (до 2023 года б/н 73361)/006, з/н МС.0013) выполнил первый испытательный полёт после импортозамещения. Борт взлетел с аэродрома Иркутского авиационного завода компании "Яковлев" (входит в ОАК Госкорпорации Ростех), в воздухе находился 50 минут. Полёт проходил на высоте 3500 метров со скоростью около 500 км/ч. Пилотировал самолёт экипаж в составе Заслуженного лётчика-испытателя России, лётчика-испытателя ПАО ‘Яковлев’ Андрея Воропаева, Героя России, лётчика-испытателя ПАО ‘Яковлев’ Олега Мутовина, а также ведущих инженеров-бортовых операторов Антона Кузнецова и Григория Кудряшова. Тестирование новых отечественных систем прошло успешно.
* Первый опытный частично импортозамещённый МС-21 (б/н 73055/005, з/н МС.0012) проходит лётные испытания с апреля 2025 года. Приводы, тормоза и генераторы в нём импортные. Во втором опытном импортозамещённом МС-21 006 не осталось импортных компонентов, их заменили на отечественные аналоги. Борт 006 был первым, на котором установили крыло из отечественных композитных материалов (см. 25 декабря 2021 года). На самолёте также начались испытания покрышек Алтайского шинного комбината.
13 ноября 2025 года опытный образец среднемагистрального самолёта МС-21-310 с бортовым номером 73057/006 совершил беспосадочный перелёт из Иркутска в Жуковский. Время в пути 6 часов 15 минут. Длина маршрута 4300 км. Полёт проходил на эшелоне 11 000 м со скоростью около 800 км/ч. Все системы самолёта функционировали штатно. Командир экипажа Андрей Воропаев.
Борт 73057 (до 2023 года б/н 73361)/006, з/н МС.0013) - это первый полностью отечественный самолёт МС-21-310.
Источники:
1. Сайт "Авиация России": Этот день в истории авиации. МС-21: первый полёт - URL: aviation21.ru
2. Сайт "Авиация России": МС-21: Иркутск, Казань, Архангельск, Екатеринбург… далее - везде - URL: aviation21.ru
3. Сайт "Авиация России": МС-21 - итоги 2020 года - URL: aviation21.ru
4. Сайт "Авиация России": МС-21 - дайджест за декабрь - 2023. Итоги года - URL: aviation21.ru
5. Сайт "Авиация России": МС-21 – дайджест за сентябрь-2025 - URL: aviation21.ru
6. Как МС-21 из Иркутска улетал - URL: fotografersha.livejournal.com
7. Статья в Википедии: МС-21 - URL: ru.wikipedia.org
8. Газета "Аларь" № 23 от 16.06.2016 г. - URL: Хроники Приангарья
9. РИА Новости: Завершено строительство второго экземпляра самолёта МС-21 - URL: ria.ru
10. Реестр самолётов МС-21 на сайте проекта RussianPlanes.net - URL: russianplanes.net
11. В воздухе четвертый МС-21 - URL: bmpd.livejournal.com
12. Деловой авиационный портал АТО.ru: Архив материалов ATO.RU / "Программа МС-21" за 10/2005 - URL: ato.ru
13. Интерфакс: Иркутский авиазавод начал сборку первых магистральных самолётов МС-21-300 - URL: web.archive.org
14. Национальный аэрокосмический журнал "Взлёт": Андрей Фомин. MC‑21 в воздухе! - URL: take-off.ru
Создано: 2025-08-25_13:06:54
Обновлено: 2025-11-15_13:40:35