Мост - памятник эпохи


15 ноября 1936 года в 16.30 в присутствии делегатов III краевого Съезда Советов Восточной Сибири состоялось торжественное открытие пешеходного и легкового движения через Ангарский мост. Алую ленту разрезал председатель облисполкома Яков Захарович Пахомов, событие фиксировалось операторами иркутской студии Союзкинохроники. Из-за технологических, климатических и финансовых сложностей сроки окончательной сдачи несколько раз сдвигали, а в эксплуатацию мост сдавали постепенно. Тем не менее, думаем, что что логичнее именно 15 ноября считать днём рождения моста, в день его торжественного открытия с разрезанием ленточки.
Открытие мостаОткрытие моста

Строили самый большой мост в СССР шесть лет. По личному указанию Л.М. Кагановича железобетонный гигант должен был быть сооружён, как блестящий памятник сталинской эпохи. На специальных постаментах, отделанных цветным мрамором, планировалось установить шестиметровые фигуры красноармейцев, партизан и статую Сталина.

Памятник эпохиПамятник эпохи
"Восточно-Сибирский Путь" № 157 от 09.10.1936 года
Так планировалось оформить Ангарский мостТак планировалось оформить Ангарский мост

За неделю до открытия, 7 ноября, по празднично оформленному мосту впервые прошли колонны демонстрантов. На правом берегу, перед входом на мост, были установлены огромные белые бюсты Сталина и Кагановича; на перилах - щиты с именами лучших людей стройки; на правых тумбах – портреты Разумова и Пахомова; там, где начинается спуск к товарной станции – большая фигура Ленина.

Оформление моста к 7 ноября 1936 годаОформление моста к 7 ноября 1936 года

16 декабря 1936 года было разрешено грузовое движение через новую переправу. Полуторатонки с прицепами и гружёные машины свободно, без задержки, шли с товарного двора железнодорожной станции. В этот же день был разобран понтон. Отслужившие баржи понтона отведены на левый берег Ангары.

Вид с Ангарского моста на понтонВид с Ангарского моста на понтон

17 декабря правительственная комиссия приступила к окончательной проверке моста.

Весной 1937 года строители продолжили отделку моста: снимали опалубку, разбирали подмостки, шлифовали бетонные поверхности, водолазы разбирали подводные ряжи.

4 февраля 1937 года горсовет установил максимально допустимую скорость движения автотранспорта по Ангарскому мосту - не более 20 км/час.

В апреле 1937 года приступила к работе правительственная комиссия по приемке Ангармоста (председатель Я.З. Пахомов),

18 апреля мост был испытан под максимальной нагрузкой.

4 мая комиссия закончила свою работу, мост был принят без замечаний. Его архитектурное оформление так и не было закончено.

Общая длина моста – 1 км. 245 метров, вес - около 213 млн. кг. Мост имеет 37 опор, из них 18 на кессонах.

Горный ветер затих пред зарей.
Потускнело мерцание звезд.
Над хрустальной рекой Ангарой
В небо врезался каменный мост.
Как тунгусский натянутый лук,
Изогнувшись между берегов,
Он гранитный взметнул полукруг,
Чуть коснувшись опорных столбов…
(Ан. Ольхон)


Про мост-памятник

В 1986 году по решению исполкома Иркутского горсовета народных депутатов на старом Ангарском мосту была установлена информационная доска:

«Мост построен как памятник В.И.Ленину по инициативе иркутян в 1932-1936 гг. по проекту архитектора И.А.Француза и инженера П.Н. Поликарпова. Нач. строительства и гл. инж. Н.А. Холин»

Позволим себе с этим не согласиться. Дело в том, что, действительно, первоначально планировали построить мост, как памятник Ильичу, в области был организован сбор средств. Но уже в 1927 году власти официально признали, что такой грандиозный проект городу пока не по карману и решили ограничиться просто бюстом. На что потратились собранные деньги - никто толком объяснить не мог уже в то время. Были и судебные процессы, в которых обвиняемым среди прочего вменялась трата "ленинских денег".

В 1931 году Иркутск начал строительство просто моста через Ангару. А вот к завершению стройки он назывался не иначе, как "памятник эпохи". Других названий в газетах тех лет мы не встречали.

И. Луговский. Лучи перил
Лучи перил.
Изгиб реки огромной,
Ушедшей за привычную черту.
Стою, как все,
Борьбою изумлённый,
Железом поднятый на высоту!

Бесшумный ход автомобилей
Недосягаем для капризных вод,
И на душе забытый хоровод
Нерадостных и робких былей.

Перед ней ещё казак
Замедлял отпетый шаг,
Перед ней крестил живот
Приисковый живоглот.

Перед ней бросало в дрожь
Царедворцов и святош.
И на шапке у купца
Лихорадило песца.

Люди ждали! Шли года.
Покорить реку-мечта!
Отступали пред рекой
И мечта была мечтой...

Над ангарой ещё туманы висли
И кочевали орды диких льдов,
Когда с холодглй, выверенной мыслью
Пришёл сюда отряд большевиков.

И в первый раз
Не ведал отступлений
Отряд людей. И был уверен он,
Что тушь сложнейших схем и вычислений
Он превратит в железо и бетон.

И вот внизу,
Дробясь о властный камень,
Что подняла над бездною рука,
Зажжённая холодными огнями,
Стремится покорённая река.

А там, вверху,
Простёрся мир огромный
Мир, воплотивший за мечтой мечту...
………………………………………..
Стою, как все
Борьбою изумлённый,
Железом вознесённый в высоту!
Ангарский мост. 14 ноября 1985 года.Ангарский мост. 14 ноября 1985 года.


По материалам иркутских газет с сайта электронной библиотеки "Хроники Приангарья"