Торжество по случаю освящения нового здания Восточно-Сибирского отдела географического общества
(Статья из газеты "Иркутские епархиальные ведомости" № 47 от 19.11.1883 г. - URL: Хроники Приангарья)
В воскресенье, 6-го ноября, 1883 г. Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Вениамином освящено вновь построенное здание для помещения В. Сибирского отдела географическая общества.
После злополучного для Иркутска 24 июня 1879 г., когда страшный пожар, уничтоживший большую и наилучшую часть города, истребил почти все, скопленное годами, научное богатство В. Сибирского отдела и самое здание его разрушил чуть не до основания, отдел поместился в тесной и весьма неудобной для научных занятий квартире, состоящей из двух не больших комнат в деревянном доме, стоящем на одной из грязных подгорных улиц города Иркутска. Теснота и неудобство в помещении вынудили отдел немедленно озаботиться приисканием более удобной квартиры; но отыскать таковую после пожара было не легко, и только спустя два месяца отдел окортомил за 500 р. в год несколько приличное помещение в доме Лаврентьева, по Трапезниковской улице. Помещение это состояло из четырех комнат, из которых две были заняты под квартиру консерватора музея, а в двух остальных помещены были музей и библиотека. Для чтения и слушания лекций собирались то в зале благородного собрания, то в городском купеческом клубе. Поэтому лишь только успел отдел оглядеться на своем новосельи, возникла мысль о постройке своего собственного помещения. Мысль эта встретила живое сочувствие прибывшего в Иркутск нового Генерал-Губернатора Димитрия Гавриловича Анучина. который отнесся с полным вниманием к полезной деятельности В. Сибирского отдела и выразил свое желание оказывать ему возможное содействие.
А так как материальные нужды отдела стояли на первом плане, то Его Высокопревосходительство прежде всего передал отделу находившийся в его распоряжении капитал, 280 руб., собранный еще в сороковых годах на устройство промышленной выставки в Иркутске, а потом обратился к золотопромышленникам и капиталистам В. Сибири с письменным приглашением оказать денежное пособие В. Сибирскому отделу, который своими трудами по изучению сибирской природы и научным исследованиям ее природного богатства оказал весьма значительные услуги местной промышленности. Стали поступать пожертвования от частных лиц и в непродолжительное время сумма их достигла до 21,226 р.
Имея в своем распоряжении довольно значительную сумму, В. Сибирский отдел смелее и решительнее принялся за осуществление своей заветной мысли относительно постройки нового здания, но на первых же порах встретил новое затруднение в отыскании удобного и приличного своему назначению места. В разрешении этой нелегкой задачи покровитель отдела снова оказал ему великую услугу, изъявил желание ходатайствовать пред министром внутренних дел о передаче в ведение отдела казенного участка земли на углу Большой улицы и Набережной у реки Ангары. В феврале 1882 г. министр внутренних дел, вследствие личного ходатайства Генерал-Губернатора В. Сибири, выразил свое согласие на предоставление в распоряжение В. Сибирского отдела казенного участка земли, принадлежавшего первоначально горному ведомству, а потом поступившего в ведение министерства внутренних дел. Начались предварительный работы но постройке нового здания для В. Сибирского отдела. По просьбе г. председателя отдела, архитектор барон Розен составил проект и смету па постройку каменного двухэтажного дома для помещения музея, библиотеки и зала для собраний членов В. Сибнрского отдела.
В видах сбережения капитала и скорейшего окончания работ, постройка здания производилась хозяйственным способом. Хозяйственный надзор за работами и покупка всех потребных материалов поручены были консерватору музея г. Витковскому, с вознаграждением по 5% со сметной суммы стоимости купленных материалов и производства работ. Для технического надзора за работами распорядительный комитет пригласил архитектора барона Розена, с вознаграждением за труд также в размере 5% с суммы произведенных под его наблюдением работ.
В счастливый в летописи В. Сибирского отдела день, 26 сентября 1882 года, после совершения Высокопреосвященнейшим Вениамином молебного пения на месте закладки нового здания, Его Высокопревосходительство Генерал-Губернатор В. Сибири Д.Г. Анучин положил основной камень во главу угла нового здания.
Постройка здания продолжалась до глубокой осени, и к концу лета 1883 г. наружные работы все были окончены; внутренняя отделка, которая, благодаря живому участию покровителя отдела, выраженному на этот раз передачею в отдел 15 тысяч рублей, шла очень быстро, так что к 6 числу ноября 1883 года здание было вполне окончено и приготовлено к освящению.
В назначенный день, т. е. 6 ноября, по предварительно разосланным пригласительным билетам, стали собираться во вновь построенное здание члены отдела и почётные гости, а ровно в час пополудни прибыли Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Вениамин и Его Высокопревосходительство г. Генерал Губернатор Восточной Сибири Д.Г. Анучин и началось служение молебна с водосвятием. Пред началом молебна член отдела священник В. Копылов сказал речь о том, какую цель и значение имеет Восточно-Сибирский отдел по отношению к Восточной Сибири - стране обширной, обильной естественными дарами природы, удаленной на громадное расстояние от образованного мира. Молебное пение совершал сам Высокопреосвященнейший Вениамин в сослужении о. ректора семинарии, архимандрита Григория и бывшего о. настоятеля иркутского Вознесенского монастыря архимандрита Вениамина, назначенного настоятелем в свияжский монастырь и еще не выехавшего из Иркутска в ожидании зимнего пути.
После провозглашения многолетия Государю императору и всему Царствующему Дому, высокому покровителю отдела и всем создателям и благодетелям дома, хор архиерейских певчих пропел великолепный концерт "Тебе Бога хвалим", переложенный на четыре голоса знаменитым композитором Сарти.
По окончании концерта, члены распорядительная комитета открыли непродолжительное заседание. Когда члены отдела и все приглашенные гости заняли определенные места, председатель отдела П.Ф. Унтербергер прочитал адрес с выражением сердечной благодарности покровителю отдела за его живое и энергическое содействие к просвещенной деятельности Восточно-Сибирского отдела. Адрес написан был на великолепном листе бристольской бумаги, украшенном золотым бордюром, с фотографическим снимком вновь устроенного здания вверху. По прочтении адреса г. председатель с почтительным поклоном передал его в руки покровителю отдела. Принявши адрес, Его Высокопревосходительство произнес речь, в которой выразил сердечное желание оказывать свое содействие всем полезным предприятиям отдела, который, за все время своего существования, так связал свою деятельность с деятельностью местной администрации, что всякий раз, когда являлась у правительства потребность сделать ученое исследование в той или другой местности, отдел старался принять в этом самое ревностное участие. Будучи призван действовать в таком крае, где, можно сказать, существуют только начатки науки, Восточно-Сибирский отдел, разрабатывая вопросы местной географии и этнографии, считал своею обязанностью направлять свои научные силы на пользу родного края, как по своей собственной инициативе, так и по поручению правительства. А так как свое служение науке отдел всегда соединял с предприятиями местной администрации то его добрые начинания всегда встречали и встретят одобрение и поддержку правительства.
После этого вошел на кафедру правителя дел H.H. Агапитов и произнес речь о значении Восточно-Сибирского отдела, как местного научного центра. Речь г. Агапитова по своему содержание была, можно сказать, продолжением его речи, произнесенной на обеде 26 сентября 1882 года по случаю закладки здания для Восточно-Сибирского отдела. В ней оратор изобразил, что Восточно-Сибирский отдел с первых дней своего существования стремился к всестороннему изучению страны и так сроднил с собою лучших деятелей на поприще пауки, что считается единственным ученым центром, около которого группируются все ученые силы, имеющие своею задачею изучение обширной территории Сибири.
Вслед за г. Агапитовым взошел на кафедру главный инспектор училищ Восточной Сибири г. Гаевский и произнес речь о научном значении географических исследований Гумбольда, Риттера др.; при этом выразил сожаление о том; что, хотя Сибирь в некоторых отношениях исследована лучше Европейской России, до сего времени однако ж нет у нас учебных пособий, которые бы имели близкое применение к учащемуся юношеству в Сибири. Все имеющиеся сведения о Сибири не приведены в надлежащую систему, отрывочны, бессвязны, оставляют значительные пробелы и не дают нам определенного и ясного понятия о Сибири, её географических и естественно-исторических особенностях. В учебных руководствах по естествознанию можно встретить подробные описания зверей и птиц, населяющих Северную Америку и отдаленные острова Новой Зеландии но не встретите ни одного слова о сибирских мамонте и носороге. Все это, по словам оратора, зависит от того, чго нет в Сибири высшего учебного заведения для развития собственных, ученых сил. Все средние учебные заведения пользуются научными трудами пришельцев, для которых местный интерес сибирской науки почти не существует. Но вот откроется сибирский университет — и тогда начнется новая эпоха сибирской науки. Живая и бойкая речь оратора произвела особенно приятное впечатление на слушающих .
В 2 часа пополудни, в обширном зале вновь устроенного здания, был приготовлен обед . Во время обеда первый тост был провозглашен г. Генерал-Губернатором за Государя Императора. Тост этот был с восторгом принят всеми присутствующими за трапезой и вызвал громкое "Ура!" Оркестр заиграл народный гимн "Боже Царя храни". Второй тост провозгласил, г. председатель отдела П.Ф. Унгербергер за покровителя отдела, причем в
краткой и прочувствованной речи выразил ему вторично благодарность за его живое и деятельное сочувствие полезной деятельности Восточно-Сибирского отдела. В ответ на
это приветствие Его Высокопревосходительство высказал, что он еще в бытность свою в России с любовью занимался географией и этнографией Сибири, интересовался особенностями ее климата и естественных произведений природы. По вступлении же на должность Генерал-Губернатора Восточной Сибири он сердечно желает оказывать свои услуги как в административном так и в научном отношении. К этому располагает его и то, что ученая деятельность Восточно-Сибирского отдела находится в тесном союзе с деятельностью правительства, что многие из его членов, состоя на действительной службе, соединяют свои научные работы с предприятиями правительства. Так, например, г. председатель отдела П.Ф. Унгербергер, во время своей командировки на Амур, вместе с исполнением обязанностей по службе в качестве военного инженера, оказал не малую услугу и местной науке по своей специальности. Вслед затем г. председателем отдела провозглашен был тост за Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейшего Вениамина. Причем выражена была, в лице Его Высокопреосвященства, благодарность всему сибирскому духовенству за то, что некоторые из его членов, проповедуя слово Божие, занимаются изучением бытовой и религиозной жизни сибирских инородцев и сообщают отделу интересные сведения о религиозном мировоззрении сибирских аборигенов. Затем член отдела А.А. Шамарин предложил тост за всех принимавших участие в пожертвованиях на постройку нового здания для Восточно-Сибирского отдела и выразил жертвователям сердечную благодарность от лица всех членов отдела. После последнего блюда, по предложению г. председателя, член отдела священник В. Копылов произнес следующую речь:
Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвящениейший владыко! Позвольте и мне. в качестве члена Восточно-Сибирского отдела из числа духовенства вашей епархии, выразить сердечную благодарность за ваше архипастырское внимание к Восточно-Сибирскому отделу. Это внимание рельефно выразилось в вашей задушевной речи в те торжественные минуты, когда был положен основный камень во главу угла этого здания. Ваше Высокопреосвященство! научные задачи Восточно-Сибирского отдела очень близки вашему сердцу. С первых дней вашего архипастырского служения в иркутской епархии вы обратили свое деятельное внимание на призывание из тьмы заблуждения к свету истины евангельской сибирских аборигенов бурят . И Восточно-Сибнрский отдел географического общества, особенно в последнее время серьезно занят изучением бытовой и религиозной жизни этих же инородцев, и своим исследованием сибирского шаманства принесет не малую пользу и вашей миссии, дав возможность миссионерам основательно ознакомиться религиозным мировоззрением бурят шаманистов для успешной проповеди им слова Божия и привлечения их в недра церкви Христовой.
Но, пожалуй, возразят мне: какая же может быть польза в деле проповеди евангельской от знакомства миссионеров с разными вымыслами шаманской фантазии? Ведь истина евангельская в этом вовсе не нуждается: она стоит сама за себя, она не имеет нужды в каких либо внешних пособиях .
Правда, религия христианская есть царство не от мира сего, но тем не менее, при своем распространении в мире, она пользовалась в разные времена, в лице своих проповедников, разными земными средствами для своих целей небесных. Она на все простирала свое влияние, применяясь ко всевозможным местным и временным обстоятельствам. Доказательством этому служат св. отцы церкви, которые изучали языческую философию и мифологию о богах для того, чтобы при помощи таковых познаний доказать превосходство христианского вероучения пред мифологическими сказаниями о разных языческих богах и богинях. Даже св. Апостолы, проповедь которых ознаменована была явлением духа силы, сопровождалась бесчисленными знамениями и чудесами, ходили и осматривали языческие капища и жертвенники. Проходя бо и соглядая чествования ваша, говорит св. Апостол Павел, обретох и капище, на немже бе написано: "неведомому богу". Итак, если св. отцы церкви изучали языческую мифологию и св. Апостол Павел осматривал языческие капища и жертвенники, то не тем ли более православному миссионеру нужно иметь основательные знания о религиозных верованиях инородцев? потому что, проповедуя евангельскую истину, он в тоже время должен опровергать и искоренять языческие заблуждения. Иначе умственно не развитые инородцы могут смешать христианские истины с разными бреднями шаманской фантазии. И это весьма естественно. Не может быть, чтобы инородцы вдруг оставили те верования, которые существуют у них сотни лет, которые всосали они с молоком матери, на которые привыкли смотреть, как на нечто для них священное.
Понятна теперь та услуга, которую оказывает Bocточно-Сибирский отдел делу проповеди евангельской своими исследованиями сибирского шаманства. Осмеливаюсь думать, Ваше Высокопреосвященство, что это одна из причин того, что вы сочувственно относитесь к ученой деятельности Восточно-Сибирского отдела, двукратно удостоили его своим участием в торжественных случаях закладки и освящения этого здания. Примите же, Высокопреосвященнейший владыка, сердечную благодарность от лица всех членов Восточно-Сибирского отдела. Да сохранить вас Господь на многие лета для блага иркутской епархии и на радость сибирского духовенства".
Вообще трапеза была оживленная и радушная. - Во время стола играл оркестр.
Итак, благодаря живому и энергическому содействию своего покровителя, Восточно-Сибирский отдел имеет свое собственное помещение, прекрасно устроенное, удобное и вполне приспособленное к научным занятиям. Теперь он с новыми силами и с лучшими надеждами на будущее продолжит свои полезные труды по изучению своего родного края, который, при необследованности пространств и разнообразию этнографических элементов, представляете еще много интересного для науки. Разнообразная растительность представляет обильный материал для ботанических исследований. Богатство животного царства еще до сего времени удерживает при занятиях зверопромышленных многие туземные племена. Золото, серебро, разные руды ожидают для разработки миллионы опытных рабочих рук. Сибирские курганы и могильники представляют богатое поле для изысканий в области доисторической археологии и для изучения первобытной культуры.
Но как ни обильна научными сокровищами сибирская природа, разнохарактерность современного населения, смешение разнородных элементов образования, новые наречия, новые верования, новые нравы и обычаи, проявившие значение местного типа, представляет обширное поле для ученых исследований Восточно-Сибирского отдела. Пожелаем же ему полного успеха в его плодотворной деятельности. Пусть будет он доказательством того, что в нашей отдаленной и глухой стране струится умственная жизнь и настойчиво пробивает дорогу к свету.
Свящ. Б. Копылов
Музей Русского географического общества. 1883 - 1890Фото: Чарушин Николай Аполлонович
Источник: pastvu.com
Создано: 2025-11-12_09:51:03
Обновлено: 2025-11-13_08:28:30