21 августа в истории Иркутска  

1858 год

21 августа 1858 года Иркутск торжественно отметил "разрешение Амурского вопроса" (Айгунский договор между Россией и Китаем был подписан 16 мая 1858 года, в Иркутск первые известия о подписании трактата пришли в июне). Торжества были приурочены к возвращению генерал-губернатора из Китая. По городу были развешаны транспоранты и щиты с вензелем Н.Н. Муравьёва. В восемь часов вечера на всех улицах и площадях были зажжены длинные ряды плошек. Окна многих домов были освещены, некоторые здания были унизаны разноцветными фонарями и шкаликами. Это была самая блистательная иллюминация за всю историю города. Особенно красиво были освещены берег Ангары напротив дома генерал-губернатора, здание Штаба Войск и площадь перед ним, здание театра на Большой улице, украшенное перед входом огромным видом города Николаевска, здание Главного Управления Восточной Сибири и другие. Перед всеми этими домами стояли толпы любовавшихся зрителей. Для встречи генерал-губернатора город построил в конце Заморской улицы, там, где начиналась дорога на Байкал, триумфальные ворота, названные Айгунскими, а позднее Амурскими. Заморская же улица была переименована в Амурскую. Ворота простояли до конца 1920-х годов.

23 августа в залах Благородного собрания город устроил в честь генерал-губернатора большой обед на 300 человек. Присутствовали представители всех значительных коммерческих домов Иркутска, были приглашены и дамы. Обед длился с трёх до семи часов, тосты сопровождались пушечными салютами. Играла музыка. На площади перед Благородным собранием было устроено угощение для простого народа и солдат, для желающих было выставлено пять бочек водки. 24 августа в том же большом зале Благородного собрания был дан бал, продолжавшийся заполночь.

Источник: "Иркутские губернские ведомости" №№ 34, 35 (август, 1858 г.) - URL: Хроники Приангарья

Амурские воротаАмурские ворота
Источник: humus.livejournal.com

1905 год

21 августа 1905 года в Иркутске начал работу I Всегубернский съезд бурят. Присутствовали представители тринадцати инородческих ведомств Балаганского уезда, шести ведомств Иркутского уезда и семи ведомств Верхоленского уезда - всего 77 человек. Обсуждались вопросы образования бурятских детей, самоуправления, земельной реформы, прозвучали идеи об автономии бурят. Съезд длился до 24 (26?) августа.
Источники:
1. Леонид Курас. Подъём национального движения бурят. Политические группировки и съезды бурят в 1905 - 1906 гг. - URL: cyberleninka.ru
2. Протокол заседаний Общего Съезда бурят Иркутской губернии для обсуждения вопросов, связанных с земской реформой / Распорядительный Комитет Восточно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. - Иркутск : Паровая типография И. П. Казанцева, 1905. - 22 С. - URL: Хроники Приангарья

1941 год

21 августа 1941 года специальным железнодорожным поездом в Иркутск приехали первые раненые бойцы с западного фронта. 27 раненых принял эвакогоспиталь № 1476, размещавшийся в здании финансово-экономического института по улице Ленина. Хотя эвакогоспиталь работал как самостоятельная административно-финансовая единица, тем не менее, институт считал его своим. Студенты и преподаватели в свободные часы спешили в палаты, помогали медицинскому персоналу ухаживать за тяжелобольными, убирать помещения, дежурить у постелей больных. Источник: Ю. Аргунова. Студенты и преподаватели Иркутского финансово-экономического института в годы Великой Отечественной войны.

Здание института народного хозяйстваЗдание института народного хозяйства. Иркутск, 1940-е
Источник: humus.livejournal.com

2025 год

21 августа 2025 года по маршруту Иркутск - бухта Песчаная - Иркутск совершил первый пробный пассажирский рейс скоростной катамаран на подводных крыльях проекта HSC150В "Сарма".
Катамаран может перевозить до 148 пассажиров, развивать скорость до 65 км/час, имеет запас хода - 1 000 км. Длина судна около 37 метров, ширина - около 11 метров. Экипаж - 4 человека. Заканчивается строительство второго такого же катамарана "Селенга". Строили катамараны специалисты ССЗ "Вымпел" (г. Рыбинск), корпусные секции были изготовлены на заводе и доставлены автотранспортом в Иркутск, их сборку выполняли на промышленной площадке Восточно-Сибирского речного пароходства (с 2023 года). Планируется, что новые суда будут выполнять рейсы на Ольхон, в Турку, Усть-Баргузин, Северобайкальск, Нижнеангарск, Култук и другие населённые пункты Байкала (в том числе для грузоперевозок). Торжественная закладка первого катамарана проекта HSC150В состоялась в г. Рыбинске 13 мая 2022 года. Закладка второго судна состоялаясь 2 августа 2022 года.

Создано: 2025-04-20_08:55:49

Обновлено: 2025-09-03_14:51:40