Первые крылья Иркутска. Александр Александрович Кузминский (1881—1930)
В июле 1912 года, через год после первых полётов авиатора Седова, Иркутск снова стал свидетелем восхитительного зрелища. Однако в этот раз из обещанных трёх полётов состоялся только один. Город встретил лётчика недружелюбно. Сибирь авиатору не понравилась...
В субботу, 28 июля, на ипподроме общества поощрения коннозаводства состоялся полёт авиатора Кузминского на моноплане Блерио. Поднявшись с ипподрома, авиатор сделал над ним два круга, поднимаясь ввысь. Поднявшись на вышину около 600 метров, он направился к городу, облетев его кругом. Затем г. Кузминский возвратился на ипподром, где обогнул ещё два круга, плавно опустившись на землю. После полёта Кузминский сделал краткое объяснение аппарата системы Луи Блерио.
Хронология полётов А.А. Кузьминского в Иркутске по материалам газеты "Сибирь"
Сибирь. - 1912 г. - № 166 (26 июля)
Полёт авиатора А.А. Кузминского, назначенный на сегодня, 26 июля, в 6 ½ часов вечера, на ипподроме общества поощрения коннозаводства, в виду невозможно грязного состояния трека на ипподроме, - переносится на циклодром общества велосипедистов, в Глазковском предместье.
Сибирь. - 1912 г. - № 167 (27 июля)
Назначенный в саду «Циклодром» на 26 число полёт авиатора А.А. Кузминского не состоялся. После трёх неудачных попыток подняться на воздух, авиатор заявил, что «не рассчитал места для подъёма и извиняется за скандал, который случается с ним первый раз в жизни». Полёту помешали мягкая и неровная почва, затруднявшая разбег аппарату. Полёт переносится на сегодня в ипподром. В «утешение» обескураженной публики авиатор «обещал отлетать на ипподроме несколько раз». Не везёт Иркутску с авиацией!
Сибирь. - 1912 г. - № 168 (28 июля)
С большой бесцеремонностью импресарио г-на Кузминского отнёсся 26 и 27 июля к иркутянам. Назначив полёт авиатора в известное время, администрация задержала его более чем на час. И, на самом деле, смешно было видеть, как перед самым почти полётом рабочие катали по рыхлой площадке циклодрома бревно, чтобы выровнять «дорожку» для аэроплана. Потом лес, тесным кольцом охвативший циклодром, отнюдь не способствовал разбегу и подъёму авиатора, но зато троекратный подъём его трижды грозил присутствовавшим серьёзной катастрофой, потому что г. К-кий каждый раз мог задавить несколько человек зрителей.
Порядок, в котором впускала полиция публику на циклодром, исчез вместе с прекращением сеансов г-на К-го. Публика ринулась к кассе получать обратно свои деньги; под напором толпы трещал забор циклодрома. Зажатая между забором и лужей публика протестовала. Наконец, показались конные стражники. И обратно получить деньги удалось немногим. Администрация обещала расплатиться «завтра», 27 июля, в магазине «Жинжерова» и в ресторане «Модерн». Но вчера магазин Жинжерова совершенно отказал в выдаче денег, потому что не получал, - по словам кассира, - кассы от импресарио г. Кузминского, а в «Модерне» выдача денег производилась в течение 20-30 минут, и затем расчёт был прекращён. В контору и редакцию «Сибири» приходили целые группы раздражённых иркутян, не стеснявшихся в нелесных эпитетах по адресу авиатора, и с негодованием предъявляли билеты чуть не пачками.
И это раздражение вполне понятно. Далеко не всякий из посетителей циклодрома 26 июля имеет возможность и досуг отдать ещё вечер г-ну Кузминскому, а кроме того жители Глазкова, составлявшие, конечно, значительный процент зрителей несостоявшегося полёта, уже вследствие дальности расстояния и адского состояния дороги к ипподрому, где предположен новый полёт, - физически лишены возможности воспользоваться уже приобретённым им правом быть зрителями полёта.
Сибирь. - 1912 г. - № 169 (29 июля)
К полётам А.А. Кузминского. Вторично назначенный на ипподроме общества поощрения коннозаводства полёт авиатора А.А. Кузминского в пятницу, 27 июля, - вновь не состоялся. На этот раз полёту воспрепятствовала ветряная и дождливая погода. Успевшая собраться на ипподроме, до наступления дождя, немногочисленная публика была поставлена в очень критическое положение, т.к. на месте полёта не оказалось извозчиков, и публике пришлось возвращаться в город пешком, по крайне грязной дороге. Частью публики и на этот раз была сделана попытка вернуть уплаченные за билеты деньги, - но попытка эта не увенчалась успехом. Обращающимся в кассу за деньгами было заявлено, что здесь, на ипподроме, деньги не возвращаются, и желающие получить их должны явиться на утро следующего дня в гостиницу «Модерн». Однако, и здесь обращающимся за деньгами не вернули их, объяснив, что «касса забрана полицией».
В дополнение к заметке о мытарствах, которые претерпела публика на циклодроме общества велосипедистов во время несостоявшегося полёта 26 июля, можем сообщить, что благодаря нераспорядительности импресарио А.А. Кузминского, значительная часть публики, бравшая билеты сидеть, стоимостью от 1 р. до 2 р.50 к., - принуждена была стоять на ногах, т.к. действительное количество имеющихся мест для публики оказалось значительно меньше числа проданных билетов на места.
Вчера, 28 июля, в городское полицейское управление явилось несколько человек с просьбой понудить авиатора Кузминского возвратить деньги за взятые им билеты на циклодром. Явившиеся сообщили, что они потеряли много времени 27 и 28 июля, добиваясь увидеть в гостинице «Отель Центральный» г. Кузминского, но служащие гостиницы заявляют, что Кузминского «нет дома». Один из явившихся заявил, что он - приезжий и сегодня уезжает из города. В полиции просители желаемого результата не добились.
27 июля чинами полиции при проверке книжек входных билетов, на полёт авиатора, чиновника особых поручений при министре финансов, г. Кузминского было обнаружено несколько книжек билетов, зарегистрированных иркутским городским полицейским управлением, не оплаченных благотворительным сбором, всего в сумме 10 р.32 к. Кроме того, обнаружено ещё несколько книжек, зарегистрированных в других городах России (Брянске, Калуге и др.), также не оплаченных указанным сбором, причём сумма неоплаты доходит до 101 р.85 к. Из Новониколаевска (в оригинале Н.-Удинск, правка в № 170) ирк. полицией получено предложение взыскать с авиатора Кузминского, за неоплату билетов благотворительным сбором, 62 рубля. Об обнаруженных нарушениях правил о благотв. сборе составлен протокол.
На днях ожидается приезд в Иркутск авиатора А.А. Васильева, совершившего перелёт Петербург – Москва в 1911 году.
P.S. Васильев в Иркутск так и не приехал. После показательных полётов в Томске он повернул обратно в европейскую Россию.
Сибирь. - 1912 г. - № 170 (1 августа)
В субботу, 28-го, на ипподроме состоялся первый и единственный удачный полёт авиатора Кузминского на моноплане Блерио. Поднявшись с ипподрома, авиатор сделал над ним два круга, поднимаясь в высь. Поднявшись на вышину около 600 метров, авиатор направился к городу, облетев его кругом. Затем г. К-ский возвратился на ипподром, где обогнул ещё два круга, плавно опустившись на землю. После полёта Кузминский сделал краткое объяснение аппарата системы Луи Блерио.
Неудачны полёт. 29 июля, в 5 часов вечера, на ипподроме был назначен «третий» полёт авиатора А.А. Кузминского. Благодаря незначительному количеству собравшейся публики, начало полёта замедлилось. Между тем, бывшая до того благоприятная погода поменялась, подул ветер. Несмотря на это, около 6 ½ час. Кузминский решил лететь. Но едва он поднялся несколько над землёй, как сильным порывом ветра моноплан начало раскручивать и понесло сначала в сторону города, а затем по направлению к новому еврейскому кладбищу. Публика, не дождавшись возвращения авиатора на ипподром, около 9 час. вечера разошлась. За полётом с каланчи 3 пожарной части следили бранд-майор А.Ф. Домишкевич и чиновник особых поручений при генерал-губернаторе г. Першке, которые, заметив несчастье с монопланом, командировали верховых по направлению к деревне Малой-Разводной, куда ветром несло авиатора. Туда же выехали с аптечкой гг. Домишкевич и Першке. Моноплан спустился за М.-Разводной у пороховых погребов, где прибывшие и застали Кузминского сильно взволнованным. Авиатор объяснил, что лишь благодаря «чуду» ему удалось спастись. Моноплан оказался весь в грязи, т.к. при спуске угодил в рыхлую землю, помяв посеянные здесь овсы. Затем прибывшие, взяв с собою г. Кузминского, доставили его на квартиру в гостиницу «Модерн». Моноплан был доставлен в город лишь на следующий день утром, во двор городского полиц. управления.
К «полётам» А.А. Кузминского. Ирк. городским полиц. управлением получено из г. Петропавловска уведомление о том, что авиатор А.А. Кузминский, совершивший там полёт 12 июля, выехал из города не сдав корешки книжек входных билетов, в количестве семи экземпляров (700 билетов), в виду чего ирк. полиц. управлению и предлагается взыскать с Кузминского за названные билеты неуплаченный им благотворительный сбор.
В понедельник, 30 июля, по городу были расклеены афиши, извещавшие о назначенном на этот день на циклодроме об-ва велосипедистов полёт авиатора А.А. Кузминского, который должен был, согласно этим афишам, поднявшись с циклодрома, пролететь над городом и спуститься на ипподроме об-ва поощрения коннозаводства. Полёт этот почему-то не состоялся, причём об отмене его не было сделано оповещения (аншлагов), и собравшейся на циклодроме публике, не солоно хлебавши, пришлось разойтись, не увидев ни авиатора, ни даже его представителя. Аэроплан же в этот день, как говорят, уже с восьми часов утра находился на запасном пути ст. Иркутск, будучи приготовленным к отправке на Восток…
В тот же день, около 2 час., в ирк. городское полиц. управление явился импресарио г-на Кузминского, который, представив зарегистрированные книжки входных билетов на полёт, заявил, что назначенный на циклодроме полёт не состоится, чему препятствует «ветреная погода». По словам импресарио, г-ну Кузминскому Сибирь «очень не понравилась» и он уезжает до Верхнеудинска, откуда и думает вернуться обратно в Е. Россию. Кроме того, импресарио жалуется на плохие сборы. Из сделанного 26 июля сбора в сумме 1720 руб., более 700 руб. было возвращено публике. Полёт 28 июля дал сбору всего лишь 40 руб., а 29 июля – 200 рублей.
Сибирь. - 1912 г. - № 172 (3 августа)
Отголоски полёта Кузминского. На имя иркутского полицмейстера служащим общества потребителей забайк. дер. И.Я. Поповым было подано прошение, к которому приложены два входных билета на несостоявшийся полёт авиатора Кузминского на 26 июля. Заявитель просит чинов полиции оказать содействие в получении с г. Кузминского оплаченных за неиспользованные билеты деньги в сумме одного рубля. Попов указывает, что обещание возвратить деньги на следующий после «полёта» день в гостинице «Модерн» Кузминским осталось невыполненным. В полицейском управлении Попову было объявлено, что на основании гербового устава его просьба оставлена без движения вперёд ... (далее не разборчиво) ... гербового сбора в размере 50 коп.
Фото К.К. Булла было опубликовано в журнале "Искры" № 20, 1911 г.
Источник фото: humus.dreamwidth.org
Александр Александрович Кузминский (Кузьминский ?) - сын сенатора Александра Михайловича Кузминского и писательницы Татьяны Андреевны Берс. Ее старшая сестра Софья - жена писателя графа Льва Толстого. А.А. Кузминский состоял чиновником особых поручений при министре финансов. Решив стать лётчиком, он уехал учиться летать в авиашколу Блерио во Франции. Там племянник Толстого подружился с Александром Алексеевичем Васильевым. Успешно освоив программу, в 1910 году друзья получили дипломы пилотов и купили на собственные средства два аэроплана на заводе «Блерио». С 1911 года Кузминский и Васильев стали совершать полёты в России. В 1912 году друзья, "поделив города", предприняли большую поездку по Европейской России и Сибири. Иркутск достался Кузминскому... Источник: historyntagil.ru
На фото: Май 1911 года, Санкт-Петербург. Крайний слева сидит А. Кузминский. Фото К.К. Булла было опубликовано в журнале "Искры" № 20, 1911 г. Источник фото: humus.dreamwidth.org
br>