Место крушения баржи "Потапов" в ночь с 14 на 15 октября 1901 года
См. также: Хронология событий. Обзор прессы. Списки погибших
В ночь с 14 на 15 октября (с 13 на 14?) 1901 года во время шторма на Байкале разбилась баржа «Потапов». Буря застала караван судов во главе с пароходом "Яков" в Малом море, когда ему оставалось пройти до маяка Кобылья голова 16 км. Было около 23:00.
Пароход "Потапов" шёл вдоль правого берега Байкала и вел за собой три баржи в следующем порядке, ставшим для "Потапова" роковым: 1. "Потапов", 2. Могилёвой, 3. Шипунова и три бурятские лодки-мореходки. Вот так буксировались баржи на Байкале в то время:

Издание журнала М.И. Дорогостайской (Москва: Фототипия Шерер, Набгольцьс и Ко), 1902.
Источник: The Library of Congress
Когда началась буря, "Яков" попытался повернуть караван к правому берегу, но ему не хватило мощности, корабли стало сносить ветром к острову Ольхон. В районе мыса Шибетей (Шебетский) капитан парохода принял решение отцепить три лодки-мореходки и судно Шипуновой. Сначала сняли с буксира бурятские лодки, их понесло к берегу и выбросило на берег залива Шибетский. Затем отпустили судно Шипуновой. Оно пробовало удержаться якорями, но те срывало, и корабль медленно тащило мимо мыса Тодактэ (Тодохта, Тодакский) в Тодакский заплив. В 50 метрах от скалы Семи Сосен, огораживающей залив с другой стороны, якоря Шипуновой зацепились за грунт. Здесь судно и простояло все время, пока буря не утихла. До берега было около 270 метров.
Пока судно Шипуновой боролось с волнами, капитан "Якова" снял с буксира еще одну баржу - Могилёвой. Это случилось минут через тридцать после того, как отцепили баржу Шипуновой (за это время караван почти не сдвинулся с места). Баржу Могилёвой понесло ветром в сторону мыса Семи Сосен. Брошенные в воду якоря не могли удержать судно. Тогда люди на барже приняли решение обрубить якоря, и им повезло, судно пронеслось мимо скалы и село на мель Тодокского залива недалеко от берега. Людям удалось переправиться на лодках на берег и добраться до бурятского улуса Семь Сосен. Это был большой населённый пункт, находившийся напротив мыса Семь Сосен и залива Семисосенского. До наших дней сохранилось несколько снимков, сделанных фотографом г. Араповым из села Лиственичного. На них изображено обледеневшее судно Могилёвой в заливе Тодактэ. Отсюда лоцман с баржи Могилёвой Мефодий Лобанов поднимался на утёс Семь Сосен ночью и утром 15 октября, со скалы он смог разглядеть бурятские лодки в соседнем Шибетском заливе, хорошо видел судно Шипуновой и днище разбившегося "Потапова" (см. Иркутские губернские ведомости. - 1902 г. - № 33 (09 фев.) ). Позднее остатки баржи, кроме кормовой части, были убраны пароходом "Александр Невский"

Издание журнала М.И. Дорогостайской (Москва: Фототипия Шерер, Набгольцьс и Ко), 1906.
Источник: The Library of Congress
Если смотреть на баржу со стороны Байкала, то справа находится мыс Семь Сосен, о который чуть не разбились суда Шипунова и Могилёвой. Этот мыс на фотографии не видно. На других ракурсках вдали хорошо узнаваемо очертание мыса Тодактэ с другой стороны залива.

Источник 1: magicbaikal.ru
Источник 2: Иркипедия
"Яков" продолжил плыть с оставшимся судном "Потапов", корабли несло боком на скалы. Чтобы спасти пароход капитан приказал отпустить буксир последнему судну. Первая баржа шла на двух буксирах, первый сняли с "Якова", второй должны были отцепить на "Потапове". Однако команда баржи не снялась с буксира и капитану пришлось приказать рубить второй канат. Когда "Потапов" остался один, его понесло на скалы мимо правого борта судна Шипунова. Зацепиться якорями "Потапов" не смог, так как не хватило длины. Когда баржи сблизились, между ними было всего около 10 метров, поэтому люди хорошо слышали и видели друг друга, но ничем не могли помочь. Вскоре пассажиры Шипунова услышали треск разбивающейся об утёс баржи и крики тонущих людей. Все находящиеся на барже "Потапов" погибли. Погибло 163 (176?) человека: команда баржи и рабочие и служащие разных хозяев рыбного промысла, многие были с семьями. Это случилось вскоре после полуночи 15 октября 1901 года.

Источник: Иркипедия

Источник 1: geocaching.su
Источник: Иркипедия
Сохранились фотографии мыса Семи Сосен, о который разбилась баржа, и берег, на который волнами вынесло останки погибших, груз с «Потапова» и части судна. На этом же мысе со стороны Семисосенского залива в братских могилах были похоронены жертвы катастрофы, а найденные позднее тела захоранивались на берегу залива Тодактэ.

Издание журнала М.И. Дорогостайской (Москва: Фототипия Шерер, Набгольцьс и Ко), 1906
Источник: The Library of Congress

Источник 1: Гугл карты
Источник 2: Иркипедия
После того, как пароход "Яков" остался один, ему удалось доплыть до правого берега в районе улуса Улунхсон (мы не смогли найти место, где находился этот улус), зачалиться тросами, и в таком состоянии пароход, работая машиной полным ходом, продержался у берега до утра 15 октября. Утром, когда буря начала стихать, машина была остановлена, и пароход под сильным ветром простоял двое суток. 17 октября "Яков" отправился на поиски отпущенных барж., в тот же день (по некоторым данным 18.10) он нашел уцелевшие суда, выживших людей и место катастрофы "Потапова".

Издание журнала М.И. Дорогостайской (Москва: Фототипия Шерер, Набгольцьс и Ко), 1906
Источник: The Library of Congress
18 октября в «Малое море» пришёл пароход «Феодосий», посланный на розыски парохода «Яков». Он забрал судно «Шипунова» и 19 октября привёл его в Лиственичное. Вместе с ними вернулся своим ходом пароход "Яков". 20 октября "Феодосий" со следователем и окружным начальником вновь отправился на место катастрофы, а на обратном пути забрал оставшихся рабочих и груз Могилёвой.

Источник: The Library of Congress
В августе 2023 года дайв-центр "Три Измерения" совершал погружение в Шибетском заливе. Дайверы нашли три затонувших судна (два больших и одно маленькое - лодку), несколько бочек и якорей. Эти находки ещё предстоит изучить и датировать. Известно, что в середине XX века там затонул рыбацкий баркас.
Сложности с определением точного места катастрофы были связаны с неопределённостью в названии мысов, с различиями в воспоминаниях очевидцев, с отличиями современных названий от названий начала XX века. Чтобы понять, где произошло крушение, мы начертили маршрут каравана, используя материалы газет «Иркутские губернские ведомости» и «Восточное обозрение» 1901-1903 гг., ориентируясь на карты 1902 года и сравнив фотографии утёсов 1901 года и нашего времени.
Подробнее: Хронология событий. Обзор прессы. Списки погибших