7 марта в истории Иркутска  

1900 год

7 марта 1900 года после 10-дневного ремонта возобновил свои рейсы ледокол "Байкал". Перерыв в работе был связан с потерей у винта двух лопастей, которые пришлось заменять запасными. Так как доков не было, то работы пришлось вести под водой: снимать муфту весом 100 пудов и надевать лопасти на винт, каждый весом по 90 пудов. Источник: "Восточное Обозрение" № 52 от 07.03.1900 г. - URL: Хроники Приангарья

1910 год

• 7 марта 1910 года, в воскресенье, в 14.00 в помещении тира общества охотников состоялось учредительное собрание иркутского отдела Императорского всероссийского аэроклуба, созванное по инициативе А.П. Артюшкова. На собрание явилось более 40 лиц (по другим источником около 30), преимущественно военные чины и переселенцы. Среди учредителей были нач. Забайкальской ж/дороги инженер Кнорринг, директор магнитно-метеорологической обсерватории А.В. Вознесенский, известный миллионер С.Н. Родионов и В.В. Афанасьев. Были рассмотрены уставы различных существующих в России воздухоплавательных кружков, зачитан проект устава, выработанного центральным петербургским аэроклубом в виде инструкции для всех учреждаемых отделов. Проект устава был почти точной копией действующего устава петербургского аэроклуба, с той лишь разницей, что местные отделы сами устанавливают сумму вступительного и годового взносов. Собравшиеся обсудили вопрос по взносам и приняли устав без изменений. Было решено установить вступительный взнос - 5 руб., годичный - 10 руб. (с возможностью вносить двумя частями) действующим членам и 5 руб. - сотрудникам клуба. Было решено открыть в Иркутске филиальное отделение петербургского аэроклуба. По уставу этого клуба, филиальное отделение может быть открыто в том лишь случае, если о желательности открытия поступит заявление от лица, уже состоящего членом клуба. Среди присутствующих членов петербургского аэроклуба оказался А.В. Вознесенский, которому и было поручено снестись с клубом по означенному вопросу. В качестве учредителей подписалось около 20 человек.
Источники:
1. "Сибирь" № 56 от 09.03.1910 г. - URL: Хроники Приангарья
2. "Восточная Заря" №№ 55, 56, 57 (март, 1920 г.) - - URL: Хроники Приангарья

• 5 марта 1910 года газета "Сибирь" сообщила о поступившем в Городскую управу прошении некого Михайлова о разрешении ему устройства в городе витрин для размещения на них объявлений и рекламы. Городская управа, находя устройство таких витрин для города желательным, тем не менее оставила вопрос открытым. Было решено, что эксплуатацию витрин желательно сдать лицу, которое согласится арендовать и имеющиеся городские витрины. Источник: "Сибирь" № 55 от 07.03.1910 г. - URL: Хроники Приангарья

1917 год

• 7 марта 1917 года в Иркутске были сформированы основные секции КООРГа (топливная, железнодорожная, продовольственная, промышленная, финансовая) и укомплектован их штат. Наибольший интерес к организации КООРГа проявила местная интеллигенция и буржуазия.

• В течение одного дня, 7 марта 1917 года, в Иркутске было зарегистрировано 14 профсоюзов.

Источник: Иркутск в панораме веков: Очерки истории города / отв. редактор д.и.н. Л.М. Дамешек. - Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2002. - С. 253 - 254.

1920 год

7 марта 1920 года в Иркутск вступили части 90-й бригады 30-й дивизии 5-й Красной Армии в составе трёх полков с пулемётами и артиллерией. Для встречи Красной Армии перед причалом была сооружена Триумфальная арка, украшенная кумачом, зелёными ветками из ели и пихты. На окружающих зданиях развевались кумачовые полотнища лозунгов с надписями: "Привет 5 Армии", "Иркутск приветствует победителей", ... На углу улицы Большой стояли высеченные изо льда фигуры воина, рабочего и крестьянина. Однако, пройдя около 20 вёрст, войска пришли в город усталые и торопились на отдых, поэтому выполнить программу встречи с речами не получилось. Войска шли сплошной лентой, за каждым полком шёл обоз с 30-40 пулемётами. Бригада заняла район семи улиц, включая Амурскую и Набережную, Дегтярёвскую и др. до ворот Тихого Океана. Через несколько часов по прибытии бригады в город, на учреждениях были развешаны флажки с указанием помещающихся, проведены телефонные провода бригады и установленны в её помещениях телефонные аппараты. В скором времени бригада планировала отбыть из Иркутска в район золотых приисков "для организации золотопромышленности и транспорта".
Источники:
1. Иркутск в панораме веков: Очерки истории города / отв. редактор д.и.н. Л.М. Дамешек. - Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2002. - С. 293
2. "Советская Молодёжь" № 27 от 05.03.1967 г. - URL: Хроники Приангарья 3. "Красная Армия" № 38 от 09.03.1920 г. - URL: Хроники Приангарья

Иркутск. 7 марта 1920 года. Фотографии из архива Управления государственной архивной службы Новосибирской области
Вступление частей 5-й Армии. Иркутск. 07.03.1920.Вступление частей 5-й Армии. Иркутск. 07.03.1920.
Источник: ОГКУ ГАИО, Фотофонд, Кн.4, коллекция О.В. Маркевича, ед.хр. 925 - URL: archives.nso.ru
Вступление частей 5-й Армии. Иркутск. 07.03.1920.Вступление частей 5-й Армии. Иркутск. 07.03.1920.
Источник: ОГКУ ГАИО, Фотофонд, Кн.4, коллекция О.В. Маркевича, ед.хр. 926 - URL: archives.nso.ru
Вступление частей 5-й Армии. Иркутск. 07.03.1920.Вступление частей 5-й Армии. Иркутск. 07.03.1920.
Источник: ОГКУ ГАИО, Фотофонд, Кн.2, ОЦ, чб-п, ед.хр. 1875 - URL: archives.nso.ru
Иркутск. 1920 год.Иркутск. 1920 год.
Источник: ОГКУ ГАИО, Фотофонд, Кн.4, коллекция О.В. Маркевича, ед.хр. 927 - URL: archives.nso.ru

Последнее фото - дату нужно уточнить. Описание в источнике: "Вступление частей 5-й Армии. Вариант. Дата съемки 07.03.1920. Место съемки г.Иркутск"

1930 год

7 марта 1930 года в 5 часов по московскому времени в Якутии в районе Сангарских копей погибли лётчики восточно-сибирских воздушных линий Отто Артурович Кальвиц (пилот), Франц Францевич Леонгардт (бортмеханик) и радист Сергей Карчевский. Причиной крушения самолёта стали неблагоприятные метеорологические условия. Похороны Кальвица и Леонгардта были назначены на 16 апреля, они похоронены в братской могиле на Иерусалимской горе. На могиле установлен памятник, сохранившийся до наших дней. Винт, укреплённый на памятнике, снят с потерпевшего катастрофу самолёта. Сергей Карчевский был похоронен в Якутске. Источники:

  1. "Власть Труда" № 69 от 26.03.1930 г. - URL: Хроники Приангарья
  2. Юлия Переломова. Смелый борец товарищ Кальвица. - URL: "Иркутский репортёр" № 69 от 03.03.2015 г. - URL: vsp.ru

Подробнее: Братские могилы на горе Коммунаров

1931 год

7 марта 1931 года проходила прокладка телефонных кабелей через Ангару. В связи с этим, проезд и проход по Ангаре в районе Мыльниковской улицы был прекращён, так как во льду рылись траншеи. Для прокладки кабелей были приглашены красноармецы частей местного гарнизона. Источник: "Восточно-Сибирская правда" № 53 от 07.03.1931 г. - URL: Хроники Приангарья

1975 год

7 марта 1975 года в Иркутском аэропорту под звуки оркестрового марша "Всё выше и выше" приземлился первый самолёт Ту-154, предназначенный для работы в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации. Самую скоростную машину Аэрофлота доставили в Иркутск Г.И. Шильников, В.П. Бондарев, Ю.Ф. Бессонов, А.М. Кондратьев, А.Н. Таскаев, командир корабля - Г.С. Лепешков. После приземления у трапа самолёта состоялся митинг, после которого его участники осмотрели салон самолёта. В ближайшее время ТУ-154 выйдет на воздушные трассы, связывающие Иркутск с Москвой и городами Черноморского побережья. Источник: "Восточно-Сибирская правда" № 57 от 08.03.1975 г. - URL: Хроники Приангарья

Иркутский аэропорт 7 марта 1975 годаИркутский аэропорт 7 марта 1975 года
Источник: "Восточно-Сибирская правда" № 57 от 08.03.1975 года

2015 год

7 марта 2015 года в Иркутском музыкальном театре имени Н.П. Загурского состоялась премьера мюзикла "Секрет её молодости" по мотивам пьесы чешского драматурга Карела Чапека "Средство Макропулоса". Режиссер - Сусанна Цирюк.