История Иерусалимского кладбища г. Иркутска. Часть I. 1772 - 1929 гг.


Часть II. 1930 - 1957 гг.
Часть III. 1957 - 2000 гг.
Часть IV. 2000 - 2024 гг.

1771 - 1917 гг.

История Иерусалимского некрополя началась в 1772 году [3.94] с Указа, запрещающего хоронить умерших при церквах в городе (в Иркутск Указ от 17 ноября 1771 года поступил лишь в 1772 году): "... чтобы те кладбища учреждались в удобных местах, удалённых от последнего городского жила по крайней мере не ближе ста сажень и ... плетнем или забором, то и земляным валом велеть их обносить, но токмо вал оный не выше двух аршин был, дабы что, то такие места воздухом скорее очищались, а для удержания скотины, чтоб оная не могла заходить на кладбищи, лучше можно поделать около вала поглубже и пошире ров с тем удобнее, что вынимаемая из него земля на самые же стены вала употребелена быть может..." [3.98.]. Тогда же, в 1772 году, местом последнего упокоения иркутян была избрана территория за Крестовоздвиженской церковью, на Петрушиной горе. Первоначально границы кладбища не были определены, но с ростом города, когда гора начала застраиваться, для захоронений был отведён особый участок, у которого, по всей вероятности, был поднят уровень земли. С годами территория некрополя увеличивалась, уходя вглубь рощи. В 1795 году на кладбище была построена небольшая каменная церковь во имя Иерусалимской Божией Матери, давшая название горе и кладбищу. Церковь эта была разобрана в 1870-х, а на её месте построена новая.

"Кладбище мёртвых тел" на плане Иркутска 1784 года
Цифрой 7 обозначена Крестовоздвиженская церковь
Источник карты: irkipedia.ru

В XVII – начале XVIII века место, которое отвели под городское кладбище, было диким берёзовым лесом, окружённым болотами, подпитываемыми снежной водой, ежегодно сбегавшей с горы. Эти же ручейки питали ложбину близ Преображенской церкви. Предание говорит, что когда-то там было большое светлое озеро. Летом болота становились непроходимыми. Для их осушения в 1817 году у подножия Иерусалимской горы, по всему её протяжению от Ангары до Ушаковки, устроили глубокую канаву. Иркутск строился, уже через 40 лет в окрестностях Иерусалимской горы был вырублен лес, появились пастбища, огороды, стали селиться горожане, всё чаще нарушая покой мёртвых. В 1884 году по улицам, окружающим кладбище, близ ограды Крестовской церкви, по Главно-Иерусалимской улице и 2-й Солдатской, встречалось много надгробных памятников-плит, которые постепенно стирались и ломались.

Кладбище было действующим более 150 лет, за это время на Иерусалимской горе было захоронено около 100 тысяч жителей нашего города. Надзор за кладбищем, его содержание и управление находились в ведении священников Кладбищенской церкви. С годами кладбище разрасталось, разделившись на несколько частей, в зависимости от вероисповеданий. Размеры некрополя и близость города привели к тому, что, духовенство перестало справляться с возложенными на него обязанностями. Газеты сообщали о беспорядках, творящихся на кладбище, власти пытались найти средства на устройство кладбищенской территории.

25 сентября 1858 года газета «Иркутские губернские ведомости» писала: «На кладбище около Иерусалимской церкви некоторыми из посетителей совершаются часто, в особенности в праздничные дни и по вечерам, беспорядки возмутительные для христианского чувства и даже небезопасные для прочих посетителей. Не говоря уже о том, что лучшие памятники обломаны и полуразрушены, что некоторые оградки разобраны и употребляются окрестными жителями на топливо вместо дров, что многие могилы, покрытые дерном, растоптаны скотом, свободно бродящим по всему кладбищу, - нередко случается быть свидетелем такого рода отвратительных и нахальных сцен, о которых неприлично даже и упоминать. И всё это совершается на христианском кладбище, в виду всех жителей города, которые, как ни огорчаются этим плачевным положением кладбища, но не имеют средств к искоренению зла…» Эта же газеты писала, что для устранения беспорядков на кладбище создан особый комитет об устройстве кладбища под председательство Господина Генерала Лейтенанта Венцеля. Комитет, в который вошли члены от всех сословий г. Иркутска, предложил: обнести всё кладбище прочною оградою, учредить за надзором на ним постоянную стражу, устроить для последней надлежащее помещение, а по окончании работ обсадить всё кладбище деревьями со стороны окружавших его дорог и с внутренней стороны ограды. Для приведения всех этих предложений в жизнь комитет призвал жителей города вносить пожертвования на устройство кладбища приходским священникам. Среди членов комитета был священник Кладбищенской церкви отец Николай Ливанов. Деньги были собраны, кладбище огородили, но в 1870-х годах забор пришёл в негодность и вновь требовал ремонта.

В 1870 году кладбища Иркутска перешли в хозяйственное ведение городских самоуправлений. В июле 1873 года городская дума постановила избрать попечителей иркутских кладбищ и на главном из них, что на Иерусалимской горе, устроить кладбищенскую артель, впервые назначив плату за копание могил. Были определены общие правила пользования кладбищами, установлен надзор за копанием могил и выделением мест. Кроме копания, выкладки и закапывания могил, на работниках артели лежала обязанность по охране памятников, наблюдение за порядком и чистотой на кладбище и караул кладбищенской церкви в ночное время. Для управления артелью попечители кладбища нанимали по контракту артельного старосту. Глава артели состоял под началом церковного старосты кладбищенской церкви, ему отчитывался в денежных тратах, а уже церковный староста подавал отчёты в думу. Кроме того, в введении кладбищенского старосты была выдача разрешений на отвод места и на копание могил. Артельных рабочих тоже нанимали, обычно их было 3-4. Жалование и староста и рабочие получали из денег, собранных за могилы. Для служащих артели была устроена сторожка, находившаяся в дальнем от церкви конце кладбища. С устройством артели кладбище стало приносить небольшой доход – «кладбищенский капитал», часть которого планировалось тратить на содержание ограды и поддержание территории в удовлетворительном состоянии. Тогда же, в 1873 году, для содержания кладбища дума постановила взимать с 01.08.1873 г. сбор за право постановки каменных памятников в размере от 3 до 15 рублей. Однако, этот вопрос был плохо проработан, и деньги не собирались.

Тарифы на копание могил Тарифы на копание могил а
на Иерусалимском кладбище Иркутска в 1885 году
Источник: "Иркутские Губернские Ведомости" № 24 от 12.06.1885 г

Таким образом, упорядочивание кладбища было обязано в основном частной инициативе, а не городскому управлению. Сама система управления кладбищем была неплоха и могла бы работать, если бы не «человеческий фактор». Часто работники артели относились к своим обязанностям небрежно. 20 июля 1886 года газета «Сибирь» писала: «На иерусалимском кладбище нет никакого порядка. Артельный староста всегда бывает пьян и не видит даже того, что его корова портит обложенные дёрном свежие могилы, а за эту обкладку артель берёт 4 р.».

С конца XIX века городские власти не раз предпринимали попытки упорядочить дела на городском кладбище. С 1 апреля 1887 года Городская Управа передала право выдачи разрешений на отвод и копание могил на Иерусалимском кладбище в ведение кассира Управы (по будням) и его помощника (в выходные и праздничные дни). Плату за могилы собирали они же, а отводом места руководил староста кладбищенской церкви. Не обошлось и без злоупотреблений, так, в 1910 году гласный Шипунов обратил внимание думы, что «причт Иерусалимский требует при похоронах плату за помещение поближе, в противном случае похоронят под забором».

К теме городского кладбища власти возвращались регулярно. В 1893 году Управа провела торги «на отдачу с подряда работ по ремонту заборов кругом Иерусалимского кладбища». А в 1901 году городское управление освободило от платы за место на кладбище для могил умерших от заразных болезней при предъявлении особых удостоверений от врачей. Для таких покойников кладбищенский староста отводил специальные места. Но предпринимаемых мер было явно недостаточно, старания властей сводились на нет равнодушием большинства горожан. Город рос, к началу XX века кладбище оказалось почти в центре Иркутска, став излюбленным местом отдыха горожан. Через Иерусалимскую гору люди ходили на работу. Среди могил пасся скот. В праздничные дни на кладбище собиралось много публики, которая, как писала газета, «распивает на могилах пиво, поёт неприличные песни, играет на гармонике и других инструментах».

18 июля 1901 года газета «Иркутские губернские ведомости» сообщила: «За последнее время с могил иерусалимского кладбища систематически похищались хорошие металлические венки. 16 июля, днём, в 3-ю часть доставлен с двумя хорошими металлическими венками, украденными с могил, ирк. мещ. Ин. Черных».

4 августа 1901 года та же газета писала: «Многие обыватели приходят на городское Иерусалимское кладбище за тем, чтобы нарвать яблони. Так как сбор этой яблони там лишён всякого надзора, то нет ничего удивительного, что на кладбище ломают целыми кустами».

И ещё одна заметка от 22 сентября 1901 года: «Городское кладбище пришло в совершенный упадок: многие оградки сгнили, многие рушились, а некоторые и, просто, поломаны, с явным признаком расхищения материала, которым они были обнесены. Кресты и памятники отчасти свалились, отчасти поломаны. Так, например, каменный памятник иркутскому мещанину Александру Дмитриевичу Комарову разбит вдребезги, так что имя и отчество можно прочесть по сломанным мелким осколкам, а о фамилии можно догадаться по рядом лежащему памятнику его жены. Один медный крест сломан в самом основании; судя по этому, крест содержал в себе порядочное число фунтов меди, а стало быть, и стоил не дёшево».

В 1902 году городское управление постановило перечислять «кладбищенский капитал» в городской бюджет, взяв тем самым на себя обязательство содержать кладбище в надлежащем порядке. В 1903 году была отремонтирована и обнесена тротуаром ограда кладбища. Однако, от вандалов «город мёртвых» это не спасло. Расхищались венки, ломались оградки, уничтожалась растительность.

«Иркутские губернские ведомости», 17 июля 1903 года: «От громил и озорников нет спасения даже в городе мёртвых. Вырываются и калечатся деревья, снимаются и уничтожаются венки, разрушаются ограды и памятники, несмотря на существующий, к слову сказать, слабый надзор за кладбищем».

«Иркутские губернские ведомости», 29 августа 1903 года: «на Иерусалимском городском кладбище ежедневно бродят на подножном корму чьи-то корова и лошадь, которые портя кладбище и даже могилы. Подобное обстоятельство похоже на кощунство над покойниками, но, по-видимому, до этого никому нет дела».

План Иркутска 1903 годаПлан Иркутска 1903 года
Источник карты: irkipedia.ru

14 сентября 1904 года на Иерусалимском кладбище был похоронен публицист, сибиревед, общественный деятель, педагог, член В.-С. отдела русского географического общества, бывший редактор газеты «Сибирь», сотрудник ряда газет Михаил Васильевич Загоскин (скончался 11 сентября). В наши дни его могила - единственное из сохранившихся захоронений Иерусалимского кладбища.

Подробнее: Могила Михаила Васильевича Загоскина в ЦПКиО г.Иркутска

Газета «Восточная заря» описала такой случай: 24 июня 1910 года пастух загнал на православное кладбище стадо, когда же скот оттуда прогнали, стадо перекочевало на лютеранское и католическое кладбища, где продолжало пастись уже никем не тревожимое.

Из-за древности кладбища, точно определить его границы не представлялось возможным. Во время строительных работ вокруг кладбища рабочим часто попадались гробы с останками давно похороненных покойников. К чести властей города необходимо сказать, что все вырытые покойники вновь отпевались, с кратким молитвословием, и перезахоранивались на самом кладбище. Один из таких случаев был описан в «Иркутских губернских ведомостях» за 1901 год, когда во время рытья канав с обеих сторон I Иерусалимской улицы рабочие откопали 16 гробов.

Вопрос переноса городского кладбища на новое место становился всё более актуальным. Начиная с 1883 года решение о закрытии Иерусалимского некрополя принималось не раз. В 1899 году Городская Дума приняла перечень изменений в плане г. Иркутска, выработанный городской плановой комиссией. В соответствии с новым планом города все существующие в городе кладбища должны были быть закрыты. Но устройство новых кладбищ в выгонных землях требовало больших затрат, а средств у города не хватало, поэтому, принимая решение закрыть городское кладбище, власти каждый раз ограничивались обсуждением и составлением смет. В сентябре 1910 года Дума решила выяснить количество оставшихся на кладбище свободных мест и в очередной раз на октябрьском заседании постановила Иерусалимское кладбище закрыть, хоронить же на нём предполагалось только за повышенную плату, которую было решено пустить на упорядочение кладбища и, по примеру других городов, придать ему вид цветущего парка. Несмотря на решение о закрытии, захоронения на Иерусалимской горе совершались ещё почти два десятка лет.

В 1912 году летописец Иркутска Нит Степанович Романов описал состояние Иерусалимского кладбища и начал работу по составлению списков с могильных памятников. Свои исследования историк опубликовал под псевдонимом Н. Мокеев в двенадцатом номере журнала по археологии, истории и этнографии Сибири "Сибирский архив" в статье " Иркутское Иерусалимское кладбище". Это был первый подобный труд, представляющий для современных исследователей большую ценность.

Подробнее: Н. Мокеев. Иркутское Иерусалимское кладбище

Иерусалимская церковь в ИркутскеИерусалимская церковь в Иркутске

Больше фотографий Иерусалимского кладбища можно посмотреть на сайте Иркутской ОГУНБ им. И.И. Молчанова-Сибирского. - Иерусалимское кладбище. История в земле

1917 - 1929 гг.

События 1917 года, гражданская война, смена власти помешали реализовать идею мемориального парка. Декретом 1919 года все кладбища перешли в ведение местных совдепов. Различия между религиями, разрядами и местами были упразднены. Осенью 1921 года кладбища были переведены на хозрасчёт (коллективное снабжение), их делами занималось похоронное бюро при иркутском губернском отделе местного хозяйства (ИРГОМХ). Бюро существовало при столярной мастерской ОМХ, и в его штате был всего один катафальщик, работу по выписке нарядов на могилы и катафалки выполнял кассир мастерской. Будучи на хозрасчёте, похоронное бюро работало с дефицитом, так как часто приходилось оказывать услуги городу в кредит, и обычно эти кредиты не возвращались. Немного спасало ситуацию то, что до 1924 года ОМХ для своих подотделов имел общую кассу. Любопытный факт: похоронное бюро и кладбища числились в ОМХ, как промышленные предприятия, наравне с заводами и фабриками. С февраля 1924 года все предприятия местного хозяйства стали иметь собственные кассы. Тогда же в Иркутске был образован Санитарный комбинат, объединивший ассенизационный обоз, кладбище и похоронное бюро – Комбинат Похоронного Бюро, Кладбищ и Ассобоза ИГКО. Ассенизационный обоз, не выдерживавший ценовой конкуренции с частниками, был убыточен, поэтому его приходилось содержать за счёт кладбищ, которые накладных расходов не имели. Несмотря на доход с кладбищ, комбинат был дефицитен, в первом полугодии 1924 года его расходы в два раза превышали доходы.

Иерусалимское кладбище было популярным местом для прогулок жителей Нагорного района. В ситуации, когда собственных средств у похоронного бюро не было, и деньги на содержание территории не выделялись, кладбище быстро принимало неопрятный вид. Единственное место, которому уделялось внимание – это находившаяся около кладбища «могила павших в декабре 1919 года», она имела временный деревянный палисадник и деревянный обелиск-памятник, каждую весну могилу приводили в порядок, а в 1924 году у кладбища вдоль улицы Коммунаров (бывш. Главной Иерусалимской) были высажены молодые берёзки, но и они были частично уничтожены гуляющей публикой. Так называемая «Коммунистическая площадка» («Кладбище борцов революции», «Гора Коммунаров») появилась возле ограды Иерусалимского кладбища со стороны улицы ул. Коммунаров в 1920 году, став впоследствии местом почётного захоронения видных советских и партийных деятелей.

Подробнее: Братские могилы на горе Коммунаров

В 1924 году газета «Власть Труда» писала, что Иерусалимское кладбище «представляет собою прекрасный сад, быстро редеющий и запущенный». Черёмуха и яблони истреблялись и весной, во время цветения, и осенью, в период плодоношения. Охраны насаждений почти не было. В 1920-х кладбищенские ворота ещё закрывались на ночь. Это вызывало недовольство жителей района, так как через территорию кладбища люди, сокращая путь, ходили на работу. В 1925 году во «Власти Труда» была напечатана жалоба читателя на сторожа Иерусалимского кладбища, открывающего ворота «когда ему вздумается», и из-за этого рабочим приходилось огибать забор, делая большой крюк.

В 1925 году губернская плановая комиссия утвердила план объединения коммунальных предприятий в тресты. 1 апреля 1925 года при слиянии столярной мастерской со стройконторой (строительный трест) похоронное бюро и кладбище были выделены в самостоятельную единицу, образовалась контора похоронного бюро, её штат увеличился до четырёх человек: заведующий, кассир, катафальщик и конюх. Комиссия планировала трестировать и санитарный комбинат, объединив его с транспортными обозами и хлебопекарней и соединив их капиталы, но создание санитарного треста всё время откладывалось. В 1926 году власти рассматривали вариант передачи ассенизационного обоза автопромторгу, однако, два коммунальных предприятия – похоронное бюро и ассенизационный обоз – так и продолжали существовать в составе одного комбината.

С начала 1926 года кладбища и похоронное бюро были переведены на местный бюджет. В то время магазин и контора похоронного бюро и кладбищ находились по адресу: ул. Ленина, 62. В 1926 году похоронное бюро отправило в горсовет заявку на устройство нового кладбища взамен Иерусалимского, коммунально-промышленная секция горсовета на апрельском заседании признала необходимость в этих работах, но из-за отсутствия средств было принято решение ограничиться в 1926 году обнесением нового кладбища канавами, а строительство ограды отложить на будущее. В 1927 году вновь избранный Горсовет в очередной раз поднял вопрос о судьбе Иерусалимского кладбища, но средств на его упорядочение, как и раньше, не нашлось.

Кладбище продолжало, как это ни нелепо звучит, жить своей жизнью. В родительский день в 1928 году здесь было людно. Позднее корреспондент газеты «Власть Труда» так описал происходившее на кладбище:

«… Точно тихое спокойное кладбище проснулось на несколько часов, из-под крупных разрушившихся камней вылезли титулованные и неизвестные покойники, чтобы самим «помянуть» себя. Вот по аллее шагает старенькая форменная фуражка под руку с выцветшей рыжей пелеринкой. Вот медленно шагают хрустящие кости, обтянутые жёлтой кожей и обёрнутые в перешитую офицерскую шинель. Вот тащится бородатая тень в поддёвке. Сегодня их много здесь разных, как население болота, и вместе с тем таких одинаковых в своём сереньком и жалком содержании. Они сегодня запрудили аллеи кладбища и кажется цветут последним цветом. На могилках там и тут поют попы…

… Центр кладбища имеет богатые мрачные склепы, высокие гранитные и мраморные памятники, нарядные кресты и массивные плиты. Здесь встречаются витиеватые надгробные надписи, вроде:

«Прими, любезный мой супруг,
Жены твоей подарок»…
То-есть каменный крест.

Или:

«Тебе, который долго жил,
Наш милый, незабвенный,
Царю, отечеству служил
И помер, как военный».

Или:

«Боже сильный наш спаситель
Шли душе его покой,
Помести в свою обитель
И с святыми упокой!»

Ну прямо хоть пляши! Очевидно, у поэта-маляра, сочинявшего некогда эти надгробные стишки, после длительного запоя, мрачное настроение резко перешло в безудержное веселье, и он вместо строгой надписи унылые слова перелил в весёлую частушку. Это, по удачному выражению одного из посетителей кладбища, прямое использование человеческой глупости в корыстных целях…

… Мы пересекаем кладбище по диагонали. Тут и там нам попадаются сгорбленные фигуры над могилами, парочки и одиночки. Чаще – это старые, вылущенные временем и событиями люди. Они сами, очевидно, скоро придут на кладбище на вечное поселение. Слеза… Уныние… Лишняя скорбь… А вот прямо на могиле – компания. На холмике расстелен френч. На френче – бутылка водки и крашеные яйца. Закусывают и весело поют «Сербиянку». «Сербиянка шьёт портянки, вышиват букет большой»… Окончание после глотка из бутылки. По одному – по два – по три вяленые фигуры тянутся к выходу. «Родительский день» на исходе…

… За оградой кладбища, у ворот по склону Советской горы растянулась длинная цепь разнообразных личностей. Кривых, хромых, слепых, безруких. Одни торгуют венками, другие бумажными цветами, третьи просят с протянутой рукой «ради христа»…

… Нищие это тоже уходящие. Они пришли в нашу жизнь вместе с разделением на чистых и нечистых, вместе с церковью, по сегодняшний день благословляющей это разделение, и уйдут вместе с этой лишней копотью. Достаточно спуститься с Советской горы, отойти от кладбища на несколько сажен, как впечатление от мрачного ветхого, затхлого быстро рассеивается. Новый город шумит и зовёт к себе. Живому здоровому чуждо мёртвое...»


Иерусалимская гора была переименована в Советскую. К людскому безразличию добавилась идеологическая основа. Судьба кладбища была предрешена. Новая власть разрушала всё, что напоминало прошлое. Единичные разумные голоса историков, краеведов и просто неравнодушных людей, пытавшихся остановить уничтожение исторических памятников, тонули в грохоте строительства нового мира.

В 1928 году Президиум горсовета принял решение организовать при Иркутском Городском Коммунальном Отделе «Иркутский санитарный трест» (официально трест был зарегистрирован 05.06.1928 г., в его штате числилось 60 человек). Трест объединил: похоронное бюро и кладбища, мастерскую, магазин погребальных принадлежностей, ассенизационный обоз, а позднее и сенной склад. Находилась новая организация по адресу: ул. Тимирязева, 44. 8 мая 1928 года газета «Власть труда» сообщила, что саннадзор совместно с санитарным трестом собираются провести обследование Иерусалимского кладбища. После обследования планировалось поставить вопрос о закрытии кладбища и подыскании места для нового. Согласно летописи Колмакова решение о закрытии было принято спецкомиссией горисполкома 12 июля 1928 года. Тем не менее кладбище продолжало работать, захоронения умерших продолжались. Это не помешало Горкомхозу летом 1928 года сдать часть территории кладбища в аренду Бюро садов, существовавшем при Окрпрофсовете. В августе клуб-сад Нагорного района был открыт. Окрпрофсовет устраивал в нём гуляния с художественной самодеятельностью. Однако эксплуатация Нагорного сада, стала для бюро садов обременительной, так как повлекла за собой внесметные расходы.

7 февраля 1929 года «Власть труда» опубликовала проект наказа депутатам Иркутского горсовета VIII созыва. Среди прочих поручений избирателей в нём был уже ставший традиционным пункт: «Закрыть старое (Иерусалимское) кладбище и оборудовать новое». На лето 1929 года Горсовет планировал сдать бывшее Иерусалисмское кладбище в аренду иркутскому отделению «Кино-Сибирь», но они не смогли договориться, за чей счёт будет выполнен ремонт и благоустройство территории.

6 августа 1929 года на кожзаводе №3 состоялось открытое заседание президиума городского совета. На заседании были заслушаны доклады о санитарном состоянии города и принят ряд постановлений. Среди решений горсовета было следующее:

«Так как дальнейшее расширение мест для могил на Иерусалимском и Маратовском кладбищах буквально невозможно, после 1 октября похороны на этих кладбищах запрещаются. Подотделу благоустройства поручено подготовить новую площадь для кладбищ в Маратовском районе и оборудовать амурское кладбище».

Кладбище перешло в ведение Горкомхоза, а после реорганизации последнего в мае 1932 года - в ведение Горлесземтреста.

Постановление от 6 августа 1929 года положило начало ликвидации Иерусалимского кладбища. Осенью 1929 года захоронения на Иерусалимском кладбище ещё совершались. Одними из последних, на кладбище были похоронены бывший губернский секретарь, преподаватель естествознания (?) педтехникума Георгий Григорьевич Шергин и студентка 3 курса этого же техникума Евлампия Гаврилова Перфилова. Судя по тому, что хоронили их вместе в один день, 26 октября 1929 года, причиной смерти стал какой-то несчастный случай. Данных о более поздних захоронениях мы не нашли.

Источники
  1. Декабристское кольцо: Вестник Иркутского музея декабристов. Сборник статей. Вып. 1. - Иркутск: Оттиск, 2011.

  2. Иркутск в панораме веков: Очерки истории города / отв. редактор д.и.н. Л.М. Дамешек. - Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2002.

  3. Хроники Приангарья. Периодическая печать Иркутской области дореволюционного и советского периодов (1857-1997 гг.) - URL: Хроники Приангарья

3.1. "Власть Труда" №№ 24, 10, 56, 57, 62, 133, 151, 207, 213 от 1922 года

3.2. "Власть Труда" №№ 14, 96, 99, 102, 114, 122, 124 от 1924 года

3.3. "Власть Труда" №№ 81, 109, 154, 168, 224, 233, 246, 260, 264 от 1925 года

3.4. "Власть Труда" №№ 84, 112, 143, 160 от 1926 года

3.5. "Власть Труда" №№ 61, 66, 227, 240, 262 от 1927 года

3.6. "Власть Труда" №№ 58, 87, 98, 99, 105, 139, 186, 192, 211 от 1928 года

3.7. "Власть Труда" №№ 30, 112, 181, 248, 249 от 1929 года

3.8. "Власть Труда" № 103 от 1930 года

3.9. "Восточная Заря" №№ 142, 220, 237, 265, за 1910

3.10. "Восточное Обозрение" № 227 за 1903 год

3.11. "Восточное Обозрение" № 41 за 1904 год

3.12. "Восточно-Сибирская правда" №№ 92, 165, 263 за 1931 год

3.13. "Восточно-Сибирская правда" №№ 5, 94, 111, 129, 191, 192 за 1932 год

3.14. "Восточно-Сибирская правда" № 8 за 1933 год

3.15. "Восточно-Сибирская правда" №№ 131, 134, 149, 198 за 1934 год

3.16. "Восточно-Сибирская правда" №№ 77, 226 за 1935 год

3.17. "Восточно-Сибирская правда" №№ 224, 245 за 1936 год

3.18. "Восточно-Сибирская правда" № 36 за 1937 год

3.19. "Восточно-Сибирская правда" №№ 57, 63, 245, 259, 261 за 1940 год

3.20. "Восточно-Сибирская правда" №№ 1, 124, 139 за 1941 год

3.21. "Восточно-Сибирская правда" № 35 за 1945 год

3.22. "Восточно-Сибирская правда" № 94 за 1946 год

3.23. "Восточно-Сибирская правда" №№ 31, 90, 92, 153 за 1948 год

3.24. "Восточно-Сибирская правда" №№ 56, 60, 141 за 1949 год

3.25. "Восточно-Сибирская правда" №№ 70, 124 за 1952 год

3.26. "Восточно-Сибирская правда" № 162 за 1954 год

3.27. "Восточно-Сибирская правда" №№ 8, 85, 232 за 1956 год

3.28. "Восточно-Сибирская правда" №№ 77, 146, 151, 162, 164, 183, 185, 194, 206, 214, 222, 299 за 1957 год

3.29. "Восточно-Сибирская правда" №№ 13, 136, 166, 230 за 1958 год

3.30. "Восточно-Сибирская правда" №№ 49, 114, 149, 159 за 1959 год

3.31. "Восточно-Сибирская правда" №№ 26, 91, 118, 123, 131, 134, 160, 171, 174, 213, 220 за 1960 год

3.32. "Восточно-Сибирская правда" №№ 137, 149, 157 за 1961 год

3.33. "Восточно-Сибирская правда" №№ 105, 121, 122, 129, 160, 197, 224 за 1962 год

3.34. "Восточно-Сибирская правда" №№ 52, 162, 231 за 1963 год

3.35. "Восточно-Сибирская правда" № 4 за 1964 год

3.36. "Восточно-Сибирская правда" №№ 77, 136, 138, 141, 301 за 1965 год

3.37. "Восточно-Сибирская правда" №№ 130, 164, 193, 282 за 1966 год

3.38. "Восточно-Сибирская правда" №№ 272, 300 за 1967 год

3.39. "Восточно-Сибирская правда" № 177 за 1968 год

3.40. "Восточно-Сибирская правда" № 152 за 1969 год

3.41. "Восточно-Сибирская правда" №№ 144, 219, 263 за 1970 год

3.42. "Восточно-Сибирская правда" № 202 за 1971 год

3.43. "Восточно-Сибирская правда" № 208 за 1973 год

3.44. "Восточно-Сибирская правда" №№ 165, 175, 201 за 1974 год

3.45. "Восточно-Сибирская правда" №№ 22, 176, 204 за 1975 год

3.46. "Восточно-Сибирская правда" № 276 за 1976 год

3.47. "Восточно-Сибирская правда" № 210 за 1978 год

3.48. "Восточно-Сибирская правда" №№ 198, 268 за 1979 год

3.49. "Восточно-Сибирская правда" № 170 за 1981 год

3.50. "Восточно-Сибирская правда" № 105 за 1982 год

3.51. "Восточно-Сибирская правда" №№ 50, 133, 276 за 1983 год

3.52. "Восточно-Сибирская правда" №№ 167, 184 за 1985 год

3.53. "Восточно-Сибирская правда" №№ 106, 258 за 1986 год

3.54. "Восточно-Сибирская правда" №№ 50, 112, 252 за 1987 год

3.55. "Восточно-Сибирская правда" № 137 за 1988 год

3.56. "Восточно-Сибирская правда" №№ 15, 94, 110, 140, 130/131, 283/284, 294/295 за 1989 год

3.57. "Восточно-Сибирская правда" №№ 110, 125, 175, 199 за 1990 год

3.58. "Восточно-Сибирская правда" № 89 за 1993 год

3.59. "Восточно-Сибирская правда" №№ 110, 116, 236, 294/295 за 1989 год

3.60. "Восточно-Сибирская правда" № 147/148 за 1991 год

3.61. "Восточно-Сибирская правда" №№ 75, 78, 179 за 1992 год

3.62. "Восточно-Сибирская правда" №№ 136, 261/262 за 1994 год

3.63. "Восточно-Сибирская правда" № 192/193 за 1997 год

3.64. "Восточно-Сибирский путь" № 67 за 1989 год

3.65. "Земля Иркутская" - Журнал, № 2 за 1994 год

3.66. "Земля Иркутская" - Журнал, № 5 за 1996 год

3.67. "Земля Иркутская" - Журнал, № 11 за 1999 год

3.68. "Земля Иркутская" - Журнал, № 14 за 2000 год

3.69. "Земля Иркутская" - Журнал, № 1 за 2008 год

3.70. "Земля Иркутская" - Журнал, № 3 за 2010 год

3.71. "Известия Иркутской городской думы" № 4 а 1900 год

3.72. "Иркутская неделя" №№ 22, 51 за 1974 год

3.73. "Иркутская неделя" № 28 за 1978 год

3.74. "Иркутская неделя" № 8 за 1980 год

3.75. "Иркутская неделя" № 44 за 1981 год

3.76. "Иркутская неделя" № 38 за 1982 год

3.77. "Иркутская неделя" № 21 за 1987 год

3.78. "Иркутская неделя" №№ 12, 14, 46 за 1988 год

3.79. "Иркутская неделя" №№ 11, 31 за 1989 год

3.80. "Иркутская неделя" № 31, 36 за 1989 год

3.81. "Иркутская неделя" № 6 за 1990 год

3.82. "Иркутская неделя" №№ 16, 22, 40 за 1991 год

3.83. "Иркутские губернские ведомости" № 39 за 1858 год

3.84. "Иркутские губернские ведомости" № 14 за 1865 год

3.85. "Иркутские губернские ведомости" № 17 за 1890 год

3.86. "Иркутские губернские ведомости" № 38 за 1893 год

3.87. "Иркутские губернские ведомости" № 22 за 1894 год

3.88. "Иркутские губернские ведомости" № 3 за 1898 год

3.89. "Иркутские губернские ведомости" №№ 156, 168, 186, 207 за 1901 год

3.90. "Иркутские губернские ведомости" №№ 3433, 3477, 3511, 3549 за 1903 год

3.91. "Иркутский Рабочий" № 9 за 1921 год

3.92. "Иркутский Рабочий" №№ 1, 4, 5 за 1932 год

3.93. Календарь-справочник по г. Иркутску и Иркутской губернии на 1914-й год, изд. В. О. Хардина и И. И. Серебренникова - С.265

3.94. Памятная книжка Иркутской губернии на 1904 год. Издание Иркутского Губернского Статистического комитета. - Иркутск: Губ. тип., 1904.

3.95. "Сибирь" № 7 за 1878 год

3.96. "Сибирь" № 29 за 1886 год

3.97. "Сибирь" № 10 за 1887 год

3.98. "Сибирь" - Журнал, № 3 за 2010 год

3.99. "Сибирь" - Журнал, № 2 за 2011 год - С. 135

3.100. "Советская Молодёжь" №№ 21, 48, 69 за 1940 год

3.101. "Советская Молодёжь" №№ 62, 66 за 1941 год

3.102. "Советская Молодёжь" №№ 7, 60 за 1950 год

3.103. "Советская Молодёжь" № 229 за 1956 год

3.104. "Советская Молодёжь" №№ 113, 115, 127, 129, 141, 166, 172 за 1957 год

3.105. "Советская Молодёжь" №№ 60, 89, 228 за 1958 год

3.106. "Советская Молодёжь" № 252 за 1959 год

3.107. "Советская Молодёжь" №№ 157/158 за 1960 год

3.108. "Советская Молодёжь" № 6 за 1963 год

3.109. "Советская Молодёжь" №№ 112, 113, 115, 172, 180 за 1964 год

3.110. "Советская Молодёжь" № 24 за 1967 год

3.111. "Советская Молодёжь" № 59 за 1968 год

3.112. "Советская Молодёжь" № 72 за 1970 год

3.113. "Советская Молодёжь" № 90 за 1972 год

3.114. "Советская Молодёжь" №№ 14, 84 за 1976 год

3.115. "Советская Молодёжь" №№ 31, 152 за 1981 год

3.116. "Советская Молодёжь" №№ 71, 105, 129 за 1982 год

3.117. "Советская Молодёжь" №№ 10, 44, 63, 84, 105 за 1983 год

3.118. "Советская Молодёжь" № 107 за 1984 год

3.119. "Советская Молодёжь" № 59 за 1985 год

3.120. "Советская Молодёжь" № 144 за 1986 год

3.121. "Советская Молодёжь" №№ 66, 294 за 1987 год

3.122. "Советская Молодёжь" №№ 31, 120 за 1988 год

3.123. "Советская Молодёжь" №№ 69/70, 88 за 1989 год

3.124. "Советская Молодёжь" №№ 10, 63, 70, 98/99 за 1990 год

3.125. "Советская Молодёжь" №№ 14/15, 51 за 1991 год

3.126. "Советская Молодёжь" № 78 за 1992 год

3.127. "Советская Молодёжь" № 86 за 1994 год

3.128. "Советская Молодёжь" № 130 за 1995 год

3.129. "Советская Молодёжь" №№ 7, 61 за 1996 год

3.130. "Советская Молодёжь" № 7 за 1997 год

3.131. Спутник по городу Иркутску и Иркутской губернии, 1926. – с. 167-168

    1. Н. Мокеев. Иркутское Иерусалимское кладбище // Сибирский архив. Журнал археологии, истории и этнографии Сибири. - 1912. - № 12 - С. 927 - 939

3.133. "Власть Труда" №№ 467, 468 от 1921 года

3.134. "Власть Труда" №№ 151, 163, 165, 257 от 1923 года

3.135. "Эхирит-Булагатский вестник" № 45 за 2015 год

3.136. "Восточно-Сибирская правда" № 217 за 1939 год

  1. Валентина Рекунова. Приют последний. "Конкурент" № 122 (25607) от 30.06.2007 г. - URL: vsp.ru

  2. Карта: baikalarea.ru

  3. Карты: irkipedia.ru


Ссылки по истории Иерусалимского кладбища г. Иркутска:


Часть II. 1930 - 1957 гг.
Часть III. 1957 - 2000 гг.
Часть IV. 2000 - 2024 гг.
Могила Михаила Васильевича Загоскина в ЦПКиО г.Иркутска
Н. Мокеев. Иркутское Иерусалимское кладбище
Братские могилы на горе Коммунаров
Зоологический парк в ЦПКиО г. Иркутска (04.12.1980 — 1991)
Парашютные вышки в Иркутске